Антиквариум в объективе Натальи Львовой

В каталоге московского аукционного дома Антиквариум описание лота № 180 содержит приписку: редкость. Единственный экземпляр. Тяжелый футляр из кожи в виде книжного блока, на крышке - металлическая пластина с изображением города Каменца-Подольского, дореволюционные библиотечные штампы и номера. Внутри 68 картонов, где уместились 96 снимков. На обороте крышки надпись: Императорскому географическому обществу от фото-типографа Михаила Грейма. 1883 год. Альбом назван Типы Подолии и Бессарабии. Персонажи этих снимков разделены по группам. Типы крестьян Подольской губернии. Типы интеллигенции и шляхты польской. Типы евреев. Типы бессарабских молдаван. Пришельцы на Подолии. Типы настолько разнообразны, что немного не по себе - как в одной коробке оказались в такой степени непохожие друг на друга лица.

Фотограф-типограф Михаил Иосифович Грейм трех лет не дожил до Первой мировой, а родился в 1828 году неподалеку от Варшавы в городке Желехув в семье мещанина. Печатному и совсем новому фотографическому делу выучился в Варшаве. В 1872 году Подольские Губернские Ведомости сообщали, что в Каменце-Подольском на Соборной площади открыта первая частная фотопечатная мастерская М. Грейма.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона в 1893 году располагает подробными сведениями об этой местности:Каменец-Подольский или Каменецкий уезд занимает юго-западный угол губернии, граничит с Австро-Венгрией. Пространство около 2540 кв. Жителей на 1893 год было 36951, из них православных 18481, евреев 13866, 4150 католиков и 454 прочих исповеданий.

После подавления польского восстания в 1830 году католиками было потеряно привилегированное положение, польское дворянство отстранено от власти, но окончательно не сдалось. Состоятельные польские помещики продолжали кормить свое духовенство, тогда как зарплата православного священника была равна заработку костельного органиста. О еврейском населении Каменца-Подольского писал историк Сементовский: Везде царит бедность и нищета… Перед тротуаром расположены рабочие столики , на которых трудолюбивые , но бедные евреи бесцеремонно осуществляют ремонт зонтов , лужение самоваров и кастрюль , пошив сапог , ремонт старого тряпья , точение ножейа богачи – променивают крупные кредитные билеты на мелкую, потертую и обрезанную монету, для чего размещено 30 столиков и 2 банковские конторы.

В 1818 году государь Александр I был здесь с визитом, в честь великого гостя устроили праздничную иллюминацию, от которой сделался большой пожар, сгорела Ратуша, городские часы и прилегающие к Ратуше здания. 

До этого происшествия в 1813-1815 годах сюда приезжал поэт Константин Батюшков в качестве адъютанта генерала А. Н. Бахметева. Страдая от неспешной жизни провинциального города, Батюшков жаловался тетке: Вот шесть недель, что я здесь, и ни одного слова ни с одною женщиной не говорил. Вы можете судить, какое общество в Каменце! Кроме советников с женами и с детьми, кроме должностных лиц и стряпчих, двух или трех гарнизонных полковников, безмолвных офицеров и целой толпы жидов - ни души!

В этой крепости художник Василий Тропинин написал портрет легенды тех лет, героя-разбойника Устина Кармелюка, который звался то освободителем крестьян от помещичьего ига, то грабителем и убийцей. Современный украинский историк В. Любченко восстановил по полицейским архивам того времени криминальную хронику уезда и приводит свидетельства о страшной кончине крестьянина Сала из села Дубовое. Нападавшие, запачканные сажей (наверное , что бы их не узнали), привязали всех присутствующих хозяев, двух батраков к столу и лавке и начали пытать И. Сала, чтобы тот показал, где спрятаны деньги. Когда же и после этого истязаемый не выдал тайники грабителям, по их позже признанию, вместе обыскали дом и погреб, чтобы никто из сообщников в случае находки, не присвоил деньги себе. Вскоре И. Сало умер. По представленным сыном потерпевшего Яковом Салом сумма убытков в целом составила около 210 руб. серебром.

Полицейский рапорт вряд ли прольет свет на изображения в альбоме Грейма, но сделаны они тогда же. Грейм фотографировал этих людей в тот период, когда Подолия и Бессарабия уже почти 100 лет были в составе Российской Империи - 8 декабря 1792 года Екатерина II подписала приказ о порядке присоединения к России правобережной Украины. Сейчас Каменец-Подольский – это Хмельницкая область, другая страна. В историческом описании Подолии 1891 года, изданном с Высочайшего соизволения при Министерстве внутренних дел П. Н. Батюшкевичем рисуется интеграционная модель: задача русского правительства должна состоять в том, чтобы с одной стороны, поднять благосостояние и образование местного русского населения и защитить его от эксплуатации пришлых, чуждых элементов, а с другой - и самые эти элементы, по возможности, сделать менее вредными для простого народа и смягчить их племенную и вероисповедную исключительность подчинением общим началам русской жизни, по возможности, без всяких изъятий, так, чтобы еврей и поляк не считали себя только евреем, подчиненным своему кагалу, или поляком, мечтающим о восстановлении бывшей Польши и слушающимся одного только Папы, а евреем русским, поляком русским, верноподданным русского Государя

В архиве Михаила Грейма есть и другие альбомы: "Каменец-Подольский в 1893 году", "Виды Каменца-Подольского в 1901 году", путеводители, открытки, портреты. Семь изданий пейзажей города. В 1903-1905 годах он подарил 62 негатива и 62 снимка памятников и пейзажей Каменецкому епархиальному Древлехранилищу. Многочисленные выставочные работы Грейма удостоены серебряных медалей. Умер он на 83-м году жизни и похоронен на Польско-фольварецком кладбище. С обратной стороны одной из фотографий нашелся текст польской песенки, какие исполняли бродячие лирники - певцы, аккомпанировавшие себе на лире, часто это были слепцы. В вольном переводе примерно такой куплет: Прошу Святого Бернарда, чтобы душа, выходя из тела, попала сразу на небо и по прибытии села со Святым Бернардом выпить и закусить.

Автор выражает благодарность за предоставленную коллекцию фотографий Аукционному дому и галерее Антиквариум.

Наталья Львова, "Культпросвет"