Эрос и танатос в редких изданиях на аукционе 3 декабря

Войне и эротике - ведущим темам искусства со времен античности – посвящены несколько редких изданий, представленных в каталоге аукциона № 17. Среди них - ценимый библиофилами «Париж накануне войны в монотипиях Е.С. Кругликовой», сборник, посвященный «мифологии, наготе и сладострастию», содержащий около сотни откровенных рисунков, и одно из лучших эротических изданий ХХ века - альбом Ф. Рожанковского "Весенняя идиллия".

Парижская мастерская Елизаветы Кругликовой почти двадцать лет, на протяжении которых замечательная русская художница жила и работала во Франции, являлась гостеприимным домом для соотечественников. С 1895 по июнь 1914 года на улице Буассонад, 17 останавливались Александр Бенуа, Максимилиан Волошин, Алексей Толстой, Сергей Яремич, Анна Остроумова-Лебедева и многие другие литераторы и художники. Начавшаяся Первая мировая война не позволила Кругликовой, находившейся в то время в России, вернуться в любимый Париж. В начале 1915 года в газете «Русские ведомости» Александр Бенуа опубликовал статью о бедственном положении русских художников во французской столице в связи с введенным военным положением, призвав начать сбор средств для поддержки терпящих нужду и голод. Кругликова откликнулась мгновенно, предложив выпустить альбом своих работ «в пользу страдающих от военного времени парижских собратьев». Так появилось знаменитое издание «Париж накануне войны в монотипиях Е.С. Кругликовой», ставшее по-новому актуальным в свете последних событий во Франции.

С Парижем связано появление альбома Федора Рожанковского, в 1925 году поселившимся во Франции. На первых порах художник сотрудничал в основном с русскоязычными издательствами, получив известность как иллюстратор книги Саши Черного «Дневник фокса Микки» (1927) и сборника сатирических рассказов Дон-Аминадо «Накинув плащ» (1928). На талантливого русского художника обратили внимание и французские издатели. Невероятный успех сопутствовал появлению детской книжки «Дэниэл Бун» с рисунками Рожанковского, выпущенной в 1931 году издательством «Domino Press». Настоящая известность под псевдонимом Rojan обеспечила и многочисленность заказов.  Иллюстрации к десяткам детских книг, альбомы в серии "Папаша Кастор», публикации в ведущих журналах, сотрудничество с библиофильскими издательствами, которые выпускали ограниченными тиражами книги для коллекционеров с его рисунками. Особенно популярными среди библиофилов стали виртуозно исполненные эротические иллюстрации — «Учебник вежливости для девочек, используемый в частном пансионе» Пьера Луиса, сборник пьес Анри Моннье, Жана дю Буа и Лемерсье де Невилля «Эротический театр», «Свободные стихи» Реймона Радиге, «Письмо президентше» Теофиля Готье, сюита из 30 литографий "Весенняя идиллия", «Эротические стихи» Пьера Луиса и «Галантные песни» Беранже.