От Ломоносова до Довлатова

«Литературное завещание» Сергея Довлатова и более 200 автографов русских литераторов XIX-XX веков на 27-м аукционе «Антиквариума» 18 февраля в 14.00. Впервые в России на торги представлена коллекция самиздата, рукописей и фотографий лауреатов премии Андрея Белого с 1978 по 2009 год. Почти четыреста лотов каталога  охватывают значительный исторический промежуток – от далеких петровских времен до живо пульсирующей современности. 


По традиции начальный раздел аукциона - «Редкие и ценные книги».  Из изданий XVIII столетия стоит отменить «Книгу, именуемую Брюсовский календарь» - популярнейшую энциклопедию своего времени, содержащую две части: справочную (сведения по различным отраслям знаний) и «предсказательную» (календари и гороскопы) . Считается, что ее редактором был Яков Брюс – известный деятель петровской эпохи, имя которого окружено множеством легенд и тайн. Первый русский перевод книги Гая Светония Транквилла «Жизнь и деяния двенадцати первых цесарей римских» и в наши дни представляет значительный интерес. Автор, служивший советником по переписке императора Андриана, имел доступ ко многим закрытым архивным документам,  на  основе которых он изобразил жизнь римских императоров без всяких прикрас - не с государственно-парадной, а с интимной, домашней, подчас крайне неприглядной, стороны. Золотой век русской литературы представлен экземпляром  лучшего альманаха того времени – «Северные цветы». По словам В.Г.Белинского, «…появление этой крохотной книжки в продолжение семи лет было годовым праздником в литературе, к которому все приготовлялись заранее». В «Северных цветах на 1828 год», помимо А.С. Пушкина («Граф Нулин», отрывки из «Бориса Годунова», стихотворения), широко представлен и его круг – кн. П.А.Вяземский, бар. А.А. Дельвиг, Е.А.Баратынский. Среди прочих жемчужин альманаха - стихотворение забытого в наши дни автора, стоящего в тени современников-исполинов - И.И. Козлова. Однако, впервые напечатанное именно в «Северных цветах»  стихотворение «Вечерний звон», безусловно, известно всем: оно стало известным романсом и подсказало живописцу Исааку Левитану название одного из лучших его полотен. Первое издание бессмертной комедии А.С.Грибоедова «Горя от ума» увидело свет вскоре после трагической гибели своего сочинителя и вышло с санкции императора Николая I, желавшего, таким, образом, лишить «проблемное» произведение ореола «запретного плода» и положить конец его распространению в многочисленных списках. Помимо элитарной дворянской литературы богато представлена и народная –  лубочные издания первой половины XIX века содержат сказки о хозяине и работнике, Илье Муромце и Соловье-разбойнике, Еруслане Лазаревиче, а также историю Иосифа Прекрасного, составленную на основе «Слова…» церковного писателя и богослова Ефрема Сирина. Труд Н.К. Шильдера «Император Александр Первый, его жизнь и царствование» не нуждается в особых представлениях – это фундаментальное и дотошное исследование, сохраняющее научную ценность и поныне, всесторонне раскрывает трагичную и противоречивую личность победителя Наполеона и политические аспекты его правления. Особняком в данном разделе стоит «экспортное» издание: роскошный «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге», изданный Министерством путей сообщения в 1900 году к открытию Транссибирской магистрали — событию, ставшему знаменательной вехой в экономическом развитии и хозяйственном освоении Сибири и Дальнего Востока. 


«Петербургская коллекция» открывается двумя прижизненными списками поэтических произведений - «Одой императору Петру Федоровичу» М.В. Ломоносова (1762) и неопубликованным стихотворным посвящением генерал-губернатору кн. Голицыну «Человеку XII года и обновителю Москвы» с автографом сочинителя -  Ф.Н. Глинки, автора стихов знаменитых романсов «Тройка» («Вот мчится тройка удалая…») и «Узник» («Не слышно шуму городского...»).

Особый интерес представляют автографы, связанные с кругом Ахматовой и Гумилева. Рукопись стихотворения «Моему другу» (1946) сына этих двух поэтов Льва Гумилева, уникальный экземпляр сборника «Стихотворения» (1958) с автографом Анны Ахматовой Лидии Гинзбург и дописанным самой Ахматовой триптихом «Разрыв». Фрагмент неопубликованной прозы Лидии Гинзбург «Характеры» - также представлен в каталоге. Дополняют эту подборку «Записки об Анне Ахматовой» с автографом автора и письмо Лидии Чуковской, а также рукопись стихотворения «Узел» Иды Наппельбаум, посвященной гибели ее учителя Н.С. Гумилева. 

Украшают коллекцию два инскрипта Иосифа Бродского и письма его биографа, поэта Льва Лосева к Владимиру Уфлянду. Весьма интересна подборка книг литераторов с дарственными надписями писателю Валерию Попову и петербургской художнице Наталье Флоренской, среди которых особо примечателен сборник Александра Кушнера со стихотворным посвящением ей.

Особую ценность представляет письмо Сергея Довлатова, написанное за восемь месяцев до безвременного ухода из жизни редактору издательства «Советский писатель», и являющееся своего рода «литературным завещанием» прозаика. Обсуждая возможную публикацию, Довлатов подробно делится соображениями об издании своих книг, и попутно   анализирует и систематизирует свое творческое наследие.

XX век представлен в каталоге в еще двух ипостасях – книгах и документах официальных советских литераторов и представителей «второй литературной реальности», поэтов и прозаиков андеграунда.

В разделе «Советская литература в автографах и фотографиях» отражены основные ее течения в лице ключевых авторов: соцреализм (В. Панова), военная проза (К. Симонов, маршал А. Еременко), фантастика (братья Стругацкие, К. Булычев), историческая проза и политический детектив (В. Пикуль, Ю. Семенов), «деревенская проза» (В. Астафьев, В. Распутин, В. Солоухин), наконец, поэзия шестидесятников (А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко). Ценителей фотографии привлекут прижизненные снимки В. Высоцкого, А. Гайдара, Б. Пастернака, М. Шолохова.

Впервые в России на аукционе представлена коллекция автографов, рукописей и фотографий лауреатов премии Андрея Белого с 1978 по 2009 год. Первая независимая литературная премия – 1 (один!) рубль, бутылка водки и яблоко, - вручалась представителям неофициальной культуры. Лауреатами этой премии за 30 с лишними лет стали – поэты В. Кривулин, А. Драгомощенко, Е Шварц, В. Алейников, А. Миронов, О. Седакова, А. Парщиков, В. Эрль, Г. Айги, И. Жданов, А. Горнон, В. Филиппов, В. Некрасов, Я. Могутин, Н. Кононов, прозаики Б. Дышленко, Саша Соколов, В. Аксенов, художники и литераторы А. Таршис (Ры Никонова), С. Сигей, Б. Кудряков, Л. Богданов, издатели и стихотворцы К. Кузьминский («У голубой лагуны»), С. Стратановский (журнал «Обводный канал»), Д. Волчек («Митин журнал»).

В разделе «Поэты и художники» собраны автографы, письма, графика, плакаты, рукотворные книги и малотиражные издания представителей неофициальной культуры: Л. и Е. Кропивницких, Н. Дронникова, Г. Айги, Г. Неменовой, В. Мишина, Б. Кудрякова, А. Тата, «Митьков» - А. и О. Флоренских, В. Шинкарева, Б. Гребенщикова, а также палиндромы Д. Авалиани и мейл-арт В. Котлярова Толстого.

«Самиздат» и «Тамиздат» интересны авторскими отпечатками фотографий В. Ерофеева, А. Хвостенко, П. Чейгина, Б. Констриктора, Д. Пригова, Э. Лимонова, а также автографами перечисленных авторов.

С изобразительным искусством связаны два раздела каталога.

Среди «Книг по искусству» отметим прекрасный «Альбом гоголевских типов» классика русской книжной иллюстрации П.М. Боклевского. Художнику удалось психологически достоверно передать облик героев гоголевских творений, и в нашем восприятии эти «типы», наравне, пожалуй, лишь с иллюстрациями А.А.Агина и Е.Е.Бернардского, неразрывно связаны с текстами великого писателя. Монография Н.П. Собко о В.Г.Перове, изданная юристом, историком искусства и коллекционером Д.А.Ровинским, стала первой значительной работой о главном передвижнике. Многие полотна Перова в этом богато иллюстрированном издании были воспроизведены  методом фототипии впервые. Жизнь и творческие искания современника Перова, совсем иного по идейному складу и живописной технике, виртуоза кисти, поражающего воздушностью своих пейзажей, А.И.Куинджи подробно раскрыты в монографии, написанной художественным критиком М.П.Неведомским и другом живописца, оставившим его замечательный портрет, художником И.Е.Репиным. Отдельно подчеркнем идеальную сохранность выставленного на торги экземпляра. Обращая взор назад  от светской живописи к церковному канону,  нельзя обойти стороной фундаментальное исследование искусствоведа и доктора богословия А.И. Успенского «Царские иконописцы иживописцы XVII столетия» с исчерпывающими сведениями и анализом творчества важнейших представителей русского изобразительного искусства того столетия. Широк выбор монографий и альбомов, относящихся к  мастерам XX века различных школ и направлений – К.Ф.Юону, К.С.Петрову-Водкину, П.П.Кончаловскому, В.С.Серову, В.В.Кандинскому и др. Интересен и богато иллюстрированный сборник статей о мастерах русской и советской графики и книжной иллюстрации  от М.В.Добужинского до В.А.Фаворского, изданный в 1928 году. У нас представлено два экземпляра этого издания, один из которых происходит из личной библиотеки одного из героев сборника  - художника Д.П.Штеренберга и содержит его владельческую надпись.

В разделе «От Академии к Авангарду» собраны графика, гравюры и литографии. К XIX веку относится несколько офортов признанного мэтра этой техники В. Матэ. Из произведений, созданных в XX веке, следует выделить графическую работу «Бабушка» художницы русской эмиграции Маревны (М. Воробьевой-Стебельской). Заслуживают внимания рисунки Н. Тырсы и В. Бехтеева, офорты Е. Кругликовой, линогравюры Э. Неизвестного и В. Сидура, акварели Б. Свешникова, подборка работ и ныне здравствующих живописцев -  С. Бордачева, И. Кислицына и В. Калинина. Безусловным же топ-лотом и украшением данного раздела станет графическая работа «Танцующая» П. Галаджева, человека поистине универсального, совмещавшего в себе несколько талантов – художника, актера и кинорежиссера.  Рисунок относится к раннему периоду его творчества, который известный славист и историк авангарда Джон Эллис Боулт характеризует следующим образом: «Искусство Галаджева отражало мотивы «бурных 20-х» - коммерческую рекламу, массовые коммуникации и ночную жизнь большого города. Оно содержало в себе обаяние итальянских футуристов с их летательными аппаратами, несущимися сквозь пространство и отражающимися эхом «танцев машин» Фореггера, джазом Парнаха и акробатическими трюками Владимира Фогеля, клоунадой Виталия Лазаренко и «мотобиоскульптурой» Льва Лукина. Галаджев в своих рисунках старался объединить «американский ритм с цирковой ловкостью», и еще, может быть, сексуальную свободу с раскованным воплощением эротической игры, отличавшую балетные эксперименты Голейзовского и Лукина, которые с таким удовольствием изображал Галаджев». Эта стилистика совершенно не соответствовала нарождающемуся соцреализму, который  станет вскоре безраздельно доминировать в советском искусстве. Уже в 1926 году, после Первой выставки графики в Доме печати в Москве, Галаджев принимает решение оставить занятия графикой и сосредоточиться на прикладном искусстве (театр и кино).

К сожалению, невозможно в рамках одного пресс-релиза подробно описать, а тем более достаточно полно проиллюстрировать все достойное внимания, в связи с чем настоятельно рекомендуем ознакомиться с полным печатным каталогом или электронной версией на сайте  http://anticvarium.ru/auction/show/34

Предаукционная выставка открыта с 9 по 17 февраля (кроме воскресенья) с 12-00 до 20-00 по адресу: Москва, Саввинская набережная, д. 23, стр. 1.

 Аукционный дом и галерея «Антиквариум» (в здании «Художественного центра на Саввинской»).

Оставить заочный бид или заявку на телефонные торги можно

по телефонам +7 (495) 374-5090, +7 (499) 678-2274,

на странице лота или по электронной почте  info@anticvarium.ru

Заявки на заочное участие и торги по телефону принимаются до 17 февраля включительно.

Все ориентировочные цены в каталоге указаны в рублях РФ.