Предтеча неосуществленного замысла

Одним из топ-лотов раздела «Гравюра.Живопись.Графика» стала акварель Виктора Попкова «Ферапонтов монастырь», написанная художником незадолго до трагической гибели.

Глубокий символизм и притчевое звучание роднят полотна Виктора Попкова с  фильмами его современника Андрея Тарковского. Художника нельзя назвать представителем андеграунда, но для советского официального искусства он был  «проблемным и неоднозначным явлением», во многом в силу того христианского подтекста, который  с годами все явственнее усматривался в его работах. Попков, наряду с Гелием Коржевым, Андреем Васнецовым, Виктором Ивановым и другими мастерами, — один из ключевых авторов «сурового стиля», важнейшего направления в послевоенном отечественном искусстве. «Суровый стиль», с некоторыми оговорками, был вписан в магистральную, одобренную «сверху» линию, однако, не декларируя это прямо, порывал с канонами социалистического реализма, остававшегося и в эпоху Оттепели единственным приемлемым методом в глазах «чиновников от искусства» и партийных элит  (об эстетических пристрастиях Хрущева, так выпукло проявившихся на печально известной выставке в Манеже,  говорить излишне). Художники «сурового стиля» - и Попков в особенности -  по-новому взглянули на человека, своего современника. Они отказались от театральной бравурности, от  «бледно-розовой жизнерадостности» (слова поэта Роберта Рождественского), характерных для искусства сталинского периода. Их выразительные средства стали скупее, подчас тяготея к монохромности,  герои же  полотен — «суровы»,  явлены на холст без прикрас,  своим предельным аскетизмом напоминая христианских святых. Человек в соцреализме выступал как  репрезентация социального типажа, представителя класса: эта установка произрастала не только от марксистской теории искусства, но и от традиции натуральной школы XIX столетия. Конечно, и художники «сурового стиля» работали с обобщениями, но их обобщения, поднимаясь над социальным,  выходили на более глубокий,  метафизический уровень. При всей конкретности и реалистичности их герои отсылали к архетипам, вечным образам людей. У Попкова эта тенденция чувствуется  в еще вполне традиционных «Строителях Братска» (1960), а своего апогея  достигает в зрелый период творчества мастера, — в  «мезенском» цикле («Воспоминания. Вдовы» (1966),  «Северная песня» (1968)). «Вдовы»— не просто портреты деревенских старух, судьбы и надежды  которых были выжжены войной, и вместе с тем портрет целого поколения,  но в то же время и живописное иносказание о смиренном принятии своего креста, по определению самого автора, — «трагическое жизнеутверждение». Сам художник  несколько завуалированно проговаривал этот христианский мотив: «Для меня сцена, которую я изобразил в картине, ни с нытьем, ни с безысходностью, тоской ничего общего не имеют. Вдовы, уйдя мысленно в молодое, счастливое время, хотят в прошлом набраться сил для сегодняшнего дня и дня завтрашнего. Это — жизнеутверждение, хотя и трагическое по своему проявлению». В живописи Попкова, при всей его самобытности, чувствуются стилистические «отметины» разных школ и течений — и «Бубнового валета»,  и старых мастеров,  и маньеристов, таких, как Эль Греко. Многие же искусствоведы особо подчеркивают глубинную связь Попкова с древнерусской традицией. Справедливость этого наблюдения подтверждал и сам художник – по его признанию, идея написать фигуры строителей Братской ГЭС на черном фоне, подобно лучам света, прорезающим густую сибирскую ночь, родилась под значительным воздействием иконописи. Одним из любимых древнерусских мастеров Попкова был Дионисий — московский иконописец конца XV - начала XVI веков, продолжатель традиций Андрея Рублёва. В 1964 году художник специально приехал в село Ферапонтово (Вологодская обл.), в   Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, где писал  этюды с дионисиевских фресок. Его манил и творчески насыщал русский Север, и в  Ферапонтово живописец  неоднократно возвращался.  По свидетельству директора Музея фресок Дионисия, в котором в 2015 году проходила выставка работ Попкова, — Михаила Шаромазова,  у художника возник замысел большой картины, доминантой которой должен был стать собор Рождества Богородицы. К сожалению, преждевременная смерть помешала его осуществлению. До нас дошли подготовительные материалы — этюды Попкова, написанные  в Ферапонтово. Один из них – «Ферапонтов монастырь» -  представлен в коллекции очного аукциона «Антиквариума», который состоится 1 июля.