В ссылке, на нарах, в изгнании. Бронзовый век на аукционе 1 июля

Впервые в российской аукционной практике «Антиквариум» предлагает на торги коллекцию «Литература и искусство Бронзового века». Впервые эпоха 1950-1980-х годов, ставшая одной из ключевых в развитии отечественной культуры и освобождении ее от наследия сталинизма, предстает в своей целостности, в неразрывной взаимосвязи словесности и изобразительного искусства.

Понятие «Бронзовый век», введенное поэтами Олегом Охапкиным и Славой Лёном, - обретает в двухстах лотах каталога свою материальную составляющую. Три раздела, посвященные Бронзовому веку, отчасти воссоздают существовавшую в те годы особенную среду, общее художественное пространство, объединявшее представителей Бронзового века.

Особое место уделено архиву поэта Генриха Сапгира, включающему в себя рукопись пьесы «Пиноккио» с его авторской правкой, фотографии и графические работы друзей - знаковых художников Бронзового века - с их дарственными надписями: «лианозовцев» Евгения, Валентины и Льва (осужден на десять лет лагерей) Кропивницких, Вячеслава Сысоева (два года лагерей), Виктора Пивоварова (вынужденная эмиграция, 1982), а также соавтора по альманаху «Метрополь» Анатолия Брусиловского.

Работы ведущих мастеров этого периода - еще одного представителя лианозовской группы Оскара Рабина (лишен гражданства, 1978), Дмитрия Плавинского, Виталия Комара и Александра Меламида (эмигрировали в 1977) из собрания Александра Глезера, Игоря Ворошилова из собрания Геннадия Айги, Анатолий Зверева, Игоря Снегура, Евгения Чубарова, Владимира Титова (эмигрировал в 1982), ленинградцев Бориса Кошелохова, «арефьевцев» Рихарда Васми и Шолома Шварца вошли в раздел «Бронзовый век. Изобразительное искусство».

Классические образцы «антисоветчины» - политического самиздата – рукопись перебежчика Игоря Гузенко и фоторепродукцией книги «Сталинщина как духовный феномен» открывают раздел «Бронзовый век. Словесность». Частная и художественная жизнь неофициальной литературной Москвы просматривается в редких фотографиях Венедикта Ерофеева и его однокашника Славы Лена, автографах стихотворений Генриха Худякова (эмигрировал в 1974), Татьяны Щербины, письмах поэтессы Ольги Седаковой и художника Анатолия Белкина, книгах с автографами концептуалистов Всеволода Некрасова и Дмитрия Пригова из архивов поэтов – Владислава Лена и Татьяны Щербины.

Неофициальный Ленинград немыслим без самиздатского журнала «Часы», поэтического творчества Виктора Кривулина, Елены Шварц, Сергея Стратановского, Петра Чейгина. Их фотографии, автографы, экземпляры прижизненных изданий и номера журналов с публикациями вошли в петербургскую часть раздела. Особое место отведено в нем трем ярчайшим представителям андерграунда, и осознанно, и вынужденно оказавшимся в эмиграции, – Константину Кузьминскому, Алексею Хвостенко и Анри Волохонскому – от машинописных экземпляров стихов и фотографии еще ленинградского периода до писем, книг с автографами, изданных на чужбине, записями песен на кассете, сделаными в Париже.

Произведения, рожденные творческими союзами, вошли в раздел «Бронзовый век. Поэты и художники». Книги и графика Геннадия Айги и Николая Дронникова , автографы стихов Тамары Буковской, ее портрет и иллюстрации к циклу «Джакомерон», выполненные одним из крупнейших мастеров этого периода Валерием Мишиным, живопись и графика Владимира Алейникова, автографы и письма трансфуристов Ры Никоновой, Сергея Сигея, Бориса Кудрякова, художественные эксперименты Бориса Констриктора, а также оригиналы иллюстраций и книги, оформленные «Митьками» - Ольгой и Александром Флоренскими, Владимиром Шинкаревым, Василием Голубевым, плакаты поэта и художника Владимира Котлярова Толстого.

Три волны русской эмиграции - от первой, пригнавшей к другим берегам вынужденных пассажиров философского парохода и в спешке покидавших Крым кораблей, до третьей с ее воспетой Алексеем Хвостенко утлым суденышком Олега Соханевича, - представлены в разделе «Тамиздат». Два прижизненных издания романов «Король, дама, валет» и «Подвиг» Владимира Набокова с их изощренно-щегольским мастерством и пронзительным сочувствием маленькому человеку и редкие фотографии писателя, сделанные во время вечеринки у его издателя. Письмо Юрия Иваска к Дмитрию Бобышеву (1979). Книги с дарственными надписями главному редактору журнала «Грани» Наталии Тарасовой от поэтов Игоря Чиннова, Надежды Дисской, Гизеллы Лахман, Николая Татищева, Родиона Акульшина. Первый сборник Александра Галича «Песни», изданный «Посевом» в 1969 году. Автографы Игоря Бурихина, Василия Аксенова, Сергея Довлатова, Михаила Генделева, Натальи Горбаневской (эмигрировала после арестов и пребывания в психиатрических больницах) и Ирины Ратушинской (после пяти лет лагерей выслана из страны). 

 

К сожалению, невозможно в рамках одного пресс-релиза подробно описать, а тем более достаточно полно проиллюстрировать все достойное внимания, в связи с чем настоятельно рекомендуем ознакомиться с полным печатным каталогом или электронной версией на сайте.


Предаукционная выставка открыта с 21 по 30 июня (кроме воскресенья) с 12-00 до 20-00 по адресу Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 25. Аукционный дом и галерея «Антиквариум» (в здании «Антикварного центра на Садовом»).

Оставить заочный бид или заявку на телефонные торги можно по телефону +7 (495) 374 50 90,  на странице лота или по электронной почте —  info@anticvarium.ru

Заявки на заочное участие и торги по телефону принимаются до 30 июня включительно.

Все ориентировочные цены в каталоге указаны в рублях РФ.