"Две столицы": филокартический онлайн-аукцион

Коллекцию двенадцатого онлайн-аукциона «Антиквариума»  «Две столицы» образовали  открытки конца XIX-первой половины XX в., посвященные Москве и Санкт-Петербургу/Петрограду/Ленинграду. Закрытие торгов состоится во вторник 25 июля, в 18-00.

Безусловным украшением каталога стали почтовые карточки, воспроизводящие работы известных живописцев и графиков. Значительный вклад  в развитие жанра городского пейзажа внесли художники объединения «Мир Искусства», по-новому взглянувшие на имперскую столицу. Романтизация и поэтизация парадного центра с  величественной Невой, гранитом набережных, дворцами и «оград узором чугунным» Летнего сада (Анна Остроумова-Лебедева) уравновешивалась чутким вниманием к «изнанке» большого города, его задворкам и «дальним углам» (Мстислав Добужинский). В начале XX столетия Санкт-Петербург переживал настоящий градостроительный бум и его облик, памятный  по страницам Гоголя и Достоевского, уходил в небытие (Впрочем, схожие процессы затронули и «древнюю столицу»: достаточно вспомнить реквием Марины Цветаевой по «домикам старой Москвы», на смену котором явились «уроды, — грузные, в шесть этажей»). Поэтому, еще одной важной темой «мирискуссников» стал ретроспективный взгляд на «Петра творенье». Яркие примеры подобной исторической реконструкции мы находим у Александра Бенуа и Евгения Лансере. Родственные мотивы прослеживаются и в московских пейзажах Ивана Павлова и  архитектора-неоклассика Ивана Фомина.

Тема природных катаклизмов стала особенно актуальна нынешним летом, запомнившимся ураганом и «вселенским потопом» в Москве. С разгулом стихии столичный регион неоднократно сталкивался и прежде.Так, в июне 1904 года произошел сильный смерч, нанесший значительный урон московским окраинам и предместьям.  Владимир Гиляровский «по горячим следам» писал в своем репортаже: «…Пожелтело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали черными, они задевали колокольни. Наступивший мрак сменился сразу зловеще желтым цветом. Грянула буря, и стало холодно. Над Сокольниками спустилась черная туча — она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Вдруг все закрутилось … среди зигзагов молний вспыхивали желтые огни, и багрово-желтый огненный столб крутился посередине. Через минуту этот ужас оглушающе промчался, руша все на своем пути. Неслись крыши, доски, звонили колокола; срывало кресты и купола, вырывало с корнем деревья». На нашем аукционе представлена подборка открыток, посвященная последствиям того смерча. Спустя четыре года белокаменную ждал новый «подарок» природы. В страстную неделю случилось крупнейшее в истории города наводнение. Уровень воды в Москве-реке поднялся до 9 (!) метров, были затоплены Болотный остров, большая часть Замоскворечья, Дорогомилово и  Лужники. По свидетельствам очевидцев, в первые часы половодья на улицах можно было наблюдать, как «…городовые героически бросались в воду, хватая любопытствующих обывателей и заставляя их повернуться обратно…». Тем не менее, стихия,  нанеся колоссальный ущерб городскому хозяйству, не смогла омрачить приближающийся Светлый праздник: москвичи отправлялись на пасхальную заутреню на лодках, а разговлялись на крышах домов. «Совсем как на Большом канале в Венеции. Только серенад не было» — иронизировал журналист на страницах одной из газет. В нашей коллекции — подборка из 10 открыток с видами Москвы весной 1908 года. Куда чаще с водной стихией сталкивалась Северная пальмира. Безусловный интерес представляют  открытки, на которых запечатлен Ленинград в драматические дни осени 1924 года, во время крупного наводнения.

Начало минувшего столетия — эпоха  технологического взлета и реализации смелых инженерных проектов. Стоит обратить внимание на почтовые карточки, посвященные  вокзалам двух столиц, санкт-петербургским мостам, международной строительно-художественной выставке,  а также на серию открыток с видами Московской окружной железной дороги, прообразом современного Московского центрального кольца. В 1914 году известная кондитерская фирма «Эйнем» выпустила любопытную серию футуристических открыток «Москва будущего». Конечно, с высоты сегодняшнего дня урбанистические фантазии неизвестного художника кажутся наивными, однако, что-то ему удалось довольно точно  предугадать – в частности, современные очертания Лубянской площади. Полный комплект серии «Москва будущего», также известной под названием «Москва в XXIII веке», стал одним из топ-лотов  аукциона.

Облик двух столиц значительно трансформировался за последнее столетие. В первую очередь это относится к Москве, ряд улиц и площадей которой изменился до неузнаваемости в 1930-1940- гг., во время реализации сталинского генплана реконструкции города. Многие памятники архитектуры, «визитные карточки» города, такие как Сухарева башня или Чудов монастырь в Кремле были уничтожены. Представленные в нашем каталоге открытки дают возможность увидеть старую Москву, почувствовать колорит города  «дяди Гиляя» и «Чистого понедельника» Бунина. Не менее любопытны почтовые карточки, на которых запечатлены интерьеры ресторанов, крупнейшие рынки и  типажи жителей города. Петербургские обыватели представлены открытками с работ Генриха Гейслера и Мстислава Добужинского. Наконец, отметим почтовые карточки, на которых запечатлен Таврический дворец и заседания Государственной думы Российской империи.

 

К сожалению, невозможно в рамках одного пресс-релиза подробно описать, а тем более достаточно полно проиллюстрировать все достойное внимания, в связи с чем настоятельно рекомендуем ознакомиться с электронным каталогом.



Предаукционная выставка проходит с 13 июля по 24 июля   с 12-00 до 20-00 по адресу: ул. Садовая-Кудринская, 25 (кроме воскресенья).

 

Мы регулярно проводим онлайн-торги. Следите за обновлениями на нашем сайте!

 

Аукционный дом и галерея «Антиквариум» (в здании «Антикварного центра на Садовом»).

Телефон для справок:  +7(495) 374-5090

E-mail: info@anticvarium.ru