"Tatler" императорской России

В коллекции 33 аукциона "Антиквариума" представлен полный комплект знаменитого "журнала красивой жизни" «Столица и усадьба».

По сути, это был первый отечественный "глянец". Издание задумал и осуществил Владимир Пименович Крымов (1878-1968), талантливый журналист и очень успешный предприниматель. Выходец из бедной старообрядческой семьи, уже к тридцати годам ставший "миллионщиком". Его журналистская карьера пошла в гору в 1910 году, когда Крымов познакомился с легендарным Алексеем Сувориным, который вскоре пригласил его в свое "Новое время" в качестве постоянного автора. С 1912 года Крымов начал сотрудничать в московском «журнале путешествий, старины и изучения жизни народов» "Прекрасное далеко". Именно в ту пору он принял решение создать свой журнал— дорогой по цене и исполнению, яркий по форме и содержанию, развлекательный и подчеркнуто аполитичный. Первый номер "Столицы и усадьбы" вышел в конце 1913 года, в канун Рождества. «Жизнь полна плохого; печального гораздо больше, чем веселого, но есть же и хорошее, красивое; об этой красивой жизни писать не принято. У нас печатают портрет интересного человека, его дом, его изящные вещи, пишут об укладе его жизни только тогда, когда он умрет, попадет в крушение поезда или в судебный процесс! (...) Радостного так мало в жизни, что его, казалось бы, надо подчеркивать, как можно больше говорить о нем. Недавнее прошлое усадьбы с ее своеобразной жизнью уходит в прошлое. Меняется быстро и жизнь города, многое становится лучше, а иного жаль... Сколько погибло произведений искусства, вдохновения человеческой мысли, благородных традиций, красивой старины в тех старых усадьбах, в домах, даже в отдельных предметах, которые разрушены уже временем или самим человеком. Красивая жизнь доступна не всем, но она все­-таки существует, она создает те особые ценности, которые станут когда­-нибудь общим достоянием. Хотелось бы запечатлеть эти черточки русской жизни в прошлом, рисовать постепенно картину того, что есть сейчас, что осталось, как видоизменяется, подчеркнуть красивое в настоящем»— говорилось в редакционной передовице. 

Номера печатались с «особой роскошью» на лучших сортах мелованной бумаги. Журнал стоил дорого— 1 рубль ( к примеру массовый "Огонек" продавался по 5 коп.), но, тем не менее, быстро завоевал успех у читателей и его тиражи стали стремительно расти. "Первый успех окрылил меня, — вспоминал Крымов, — я стал платить необычно высокий гонорар за статьи с правом их сокращать и исправлять, пригласил опытного фотографа и стал посылать его по России снимать старинные усадьбы, их обстановку, отдельные предметы, исторические или художественные, равно как и владельцев этих усадеб». Помимо светской хроники, в "Столице и усадьбе" печатались и серьезные работы по истории русского искусства, усадебной культуре и вопросам коллекционирования. Крымов привлек к сотрудничеству известных авторов, "звезд" журналистики своего времени: Г.К. Лукомский писал статьи об архитектуре, барон Н.Н. Врангель и С.Н. Кондаков — об искусстве и выставках, П.Н. Столпянский и В.А. Гиляровский — о быте, барон Н.В. Остен­-Дризен и Н.Н. Евреинов — о театре, Е.М. Браудо — об истории музыки, А.А. Левинсон — об аукционах. Обложки номеров украшали цветные репродукции картин популярнейших художников— М.В. Добужинского, А.Н. Бенуа, К.А. Коровина, Б.Д. Григорьева, С.А. Виноградова, Б.М. Кустодиева, К.А. Сомова и др. А в 26 номере впервые в России был опубликован цветной фотопортрет работы инженера А.Е. Беляева, экспериментировавшего с цветной фотографией. 

Прекрасное детище Крымова появилось накануне эпохи великий крушений и запечатлело тот старый мир, который вскоре был "разрушен до основания" новыми хозяевами жизни. После Февральской революции, Владимир Пименович проницательно перевел все свои капиталы в Швецию, что в дальнейшем обеспечило ему безбедное существование в эмиграции, в отличие от многих наших соотечественников-изгнанников, а сам отправился в долгое кругосветное путешествие, из которого в Россию уже не вернулся. «Из России уехал, как только запахло революцией, «когда рябчик в ресторане стал стоить вместо сорока копеек — шестьдесят, что свидетельствовало о том, что в стране неблагополучно»», — такие слова Владимира Пименовича встречаем в мемуарах Л.Е. Белозерской, второй жены М.А. Булгакова (кстати говоря, именно Крымов стал прототипом Парамона Корзухина из булгаковского "Бега") . Журнал остался на попечении одного из постоянных сотрудников — пушкиниста Н.О. Лернера. Последний номер «Столицы и усадьбы» вышел в сентябре 1917 года. 

«Журнал «Столица и усадьба» — любимое мое детище, погибшее в октябре 1917 года... И ни о чём потерянном я так не жалею, как об этом издании»— признавался издатель уже на закате своих дней.