Художник и поэт

«Художник и поэт в нем почти равносильны и, во всяком случае, конгениальны» – писал о Максимилиане Волошине искусствовед Эрих Голлербах, попутно замечая, что «…если бы когда-нибудь удалось осуществить безупречное полихромное воспроизведение пейзажей Волошина в сопровождении стихов автора, мы имели бы исключительный пример совершенного созвучия изображения и текста».Главный источник вдохновения, как Волошина-поэта, так и Волошина-художника—юго-восток Крыма, окрестности Коктебеля, где в своем знаменитом «доме-корабле» Максимилиан Александрович провел многие годы жизни. «Коктебель – вспоминал Волошин – не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземноморья, чтобы понять его красоту и единственность». А саму «восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (Южного берега и Херсонеса Таврического)», он именовал Киммерией, в память о таинственной и легендарной стране, воспетой Гомером как «киммериан печальная область». Киммерия привлекала Волошина своим пейзажем «глубокой древности», где вся почва «осеменена остатками прошлых народов» — черепками, камнями, монетами. 

Максимилиан Волошин обратился к живописи в молодые годы: живя в Париже, он посещал мастерскую Елизаветы Кругликовой. Однако эти занятия не отличались систематичностью, и вскоре «Макс» их оставил, всецело сосредоточившись на литературной работе. К живописи он вернулся в 1910-е годы. По свидетельству современников, Волошин сперва писал с натуры темперой и гуашью, и лишь затем переключился на акварель, выработав свой «фирменный», безошибочно узнаваемый стиль. Его акварели, написанные в мастерской, были не отображением реальных видов, а «музыкально-красочными композициями на тему киммерийского пейзажа». Вместе с тем художник, исходивший всю местность вдоль и поперек, изображал особенности ландшафта с необычайной точностью. Об этом говорит следующий любопытный факт: однажды Волошин получил заказ на акварели от работавшей в Крыму геологической экспедиции. Ученые сочли, что его условные пейзажи лучше рассказывают о геологическом строении региона, чем фотографии. 

Акварели Волошина отличает камерность— как правило, они совсем небольшого формата, почти миниатюры. Художественное наследие Максимилиана Александровича довольно обширно—известно, что за одно утро он обычно создавал две-три работы. Нередко они были подписаны автором строками и строфами своих стихотворений. 

Яркий образец творчества Максимилиана Волошина, украшение и несомненный топ-лот наших торгов 23 октября—акварельный пейзаж «Озеро в горах» (1927) с дарственной надписью автора на обороте.