«Антиквариум»: везет тому, кто везет

110 % от эстимейта всего каталога в целом и 92 % разобранных лотов в стринге Бродского — такой успех сам в руки не падает, его надо заработать. 

Суббота, жара, июнь.

Выбор, как всегда небольшой: либо ничего не делать, оправдываясь субботой и жарой, либо взять да и провести аукцион редких и ценных книг XVII–XX веков.

Кто-то выбрал первый вариант, а аукционный дом «Антиквариум» — второй.

Рискнули?

Да, рискнули, но, положа руку на сердце, весь средний и малый бизнес сейчас находится в постоянном риске. Так что риск, некоторым образом, стал уже рутиной, да ещё лишился бонуса в виде шампанского.

Грустно.

Да, индикатор оптимизма на нуле. Да, хочется ругаться и уехать в Испанию, а кому невтерпёж, то хотя бы уйти в запой, но это не наш случай. Наш случай — стоять до последнего и надеяться на лучшее. А тут вступает в силу другая народная мудрость: везёт тому, кто везёт. И если взглянуть на субботний аукцион «Антиквариума» в этом ракурсе, то конечно можно смело сказать, что им повезло. Они везут через не могу, и как следствие, аукцион прошёл оглушительно успешно: 78 % проданных лотов. Завидный результат для любого сезона и аукционного дома, а уж по нынешним временам тем более.

Итак, торги. В зале сидело человек пятнадцать, немного для книжных торгов, но это ещё одно веяние времени, а точнее, технического прогресса. С приходом Интернета на живые торги часть посетителей (особенно те, кто приходил посмотреть на ситуацию, а не для покупок) теперь сидит дома и наблюдает за процессом через экран монитора. Но это же совсем не то, скажут мне старожилы. Через монитор, кроме ведущего (в нашем случае ведущей), ничего не увидишь, не почувствуешь. Сколько человек торгуется, до какой ставки, кто это, знакомые или новенькие. А юмор, а обсуждения до и после торгов, да и коньячок в хорошей компании совсем не лишний элемент аукциона. Так, да не так. К сожалению, аукционы как шоу — натура уже уходящая. Всё происходит технологично и внешне скучно. Так было и в этот раз. В зале сидели только те, кто пришёл купить. И купили, из 241-го проданного лота залом куплено половина (142), на втором месте оказались покупатели через Интернет (52), на третьем — покупатели на телефонах (30), и замыкали покупательский рейтинг заочные ставки (17). Подавляющее большинство лотов куплены с небольшим торгом в три — пять шагов, что говорит и о профессионализме сотрудников «Антиквариума», сумевших правильно определить ценовые коридоры ухода, и, косвенным образом, о покупательской способности коллекционеров.

Самая крупная покупка произошла в самом начале торгов: 650 000 руб. дали за «Метоморфозы» Овидия (лот 1). При эстимейте 300–600 тыс. руб. торги начались с заочной ставки в 450 тыс. руб., и за пять шагов, с участием зала, интернета, и телефона, дошли до удара молотка, который оповестил, что победителем оказался участник на телефоне. А самой напряжённой и длительной стала борьба за «Историю 2-го Драгунского полка» (лот 60), где со старта в 150 тыс. руб. за бесчисленное количество шагов дошли до 440 тыс. руб., и опять удачливее всех оказался участник на телефоне.

Самой интересной и напряжённой оказалась последняя четверть аукциона, когда начался раздел, связанный с Бродским. Здесь в ударе был зал, а разошлось больше 90 % лотов. Апогеем «аукциона в аукционе» стала борьба за книжку стихов Бродского с дарственной надписью (лот 284). Здесь участники аукциона дошли до 420 тыс. руб., семикратно превысив стартовые 70 тыс. руб. И это можно считать выдающимся результатом.

Подводя итоги, можно от души поздравить аукционный дом «Антиквариум» с успехом и ярким окончанием первого полугодия этого непростого високосного года.