Первые очные торги года в аукционном доме «Антиквариум». Итоги

18 февраля «Антиквариум» открыл сезон зима/весна 2017 года 27-ми очными торгами «Редкие и ценные книги, автографы, фотографии».


По сложившейся уже традиции каталог аукциона, включивший в себя без малого четыре сотни лотов, для удобства покупателей и организаторов торгов был разделен на девять тематических стрингов. Отдельно отметим, что лоты внутри каждого из них были либо расположены в хронологическом порядке, либо собраны в отдельные подборки, что тоже облегчало ориентирование в аукционном процессе. Кроме того, почти в каждом разделе прошедшего аукциона был собственный топ-лот.

Удобство каталога и качество общей организации аукциона, который в этот раз прошел удивительно гладко, без каких-либо значительных задержек, переигровок или технических сбоев, по достоинству оценили полтора десятка человек, лично присутствовавших в аукционном зале. Еще тридцать человек приняли участие в торгах в режиме реального времени через Интернет.

За три часа аукционного времени аукционисту «Антиквариума» удалось продать с молотка 256 из 393 (65 %) выставлявшихся на торги лотов. Общая выручка аукциона составила 8,7 млн рублей — 91,7 % от среднего суммарного эстимейта каталога. Судя по тому, как проявлялась активность участников торгов, «Антиквариум», похоже, остается одним из немногих аукционных домов, куда основные покупатели приходят за покупками лично. В этот раз залу досталось почти 46 % проданного — 117 из 256 лотов, 94 лота нашли новых владельцев в Интернете, 18 были куплены по телефону, 27 раз (из 45) сыграла заочная ставка.

Тон торгам задал розыгрыш первого же раздела — «Редкие книги», в котором было продано 87 % (27 из 31) лотов. Общая сумма выручки составила почти 1,4 млн рублей — 123 % от среднего эстимейта раздела и 16 % всей выручки дня. Несмотря на самое малое количество лотов из всех девяти стрингов, раздел редких книг стал лидером по проценту реализации лотов и занял третье место по общей сумме выручки, пропустив вперед лишь стринги «Петербургская коллекция» и «Лауреаты премии Андрея Белого. Рукописи, автографы, графика, фотография». Каждый из них заслуживает отдельного описания, которое, впрочем, без труда можно обнаружить парой абзацев ниже. Возвращаясь к «Редким книгам», отметим, что планку в 100 тысяч рублей преодолели 4 из 27 проданных лотов. Наивысшей цены — 280 тысяч рублей — в разделе редких книг достигли сразу два лота. В частности, одной из первых крупных покупок дня стал первый перевод на русский язык сочинения «Жизнь и деяния двенадцати первых цесарей римских» Гая Светония Транквилла 1794 года (лот 4). Со 120 тысяч рублей стартовой цены, книга эта, вот уже какое столетие не теряющая актуальности, в борьбе сразу нескольких участников в Интернете и покупателя по телефону поднялась в цене более чем в два раза и досталась новому владельцу за 280 тысяч рублей.

Ровно столько же заочный покупатель, перебивший ставку интернет-участника, заплатил еще за одну злободневную книгу — первое издание (1833) комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова (лот 10).

Стринг «Книги по искусству» (лоты 32–69) показал средний в масштабе прошедших торгов результат: в новые руки ушло 20 из 38 выставлявшихся в нем лотов (52,6 %), а общая выручка составила почти 600 тысяч рублей — 49 % от среднего эстимейта лотов раздела. Цифры максимальных уходов тут, впрочем, вполне соответствуют остальной статистике: самой дорогой покупкой в стринге стал справочник по русскому изобразительному искусству XVII века «Царские иконописцы и живописцы XVII века» А. И. Успенского, изданный в московской печатне Снегирёвой в 1913 (лот 38) и ушедший в Интернет по старту за 50 тысяч рублей.

Второй по числу лотов раздел, «Советская литература в автографах и фотографиях», несмотря на многообещающее название, оказался на последнем месте по общей сумме проданного: 30 проданных из 54 лотов раздела принесли в копилку организаторов почти ровно 200 тысяч рублей — 41,8 % среднего эстимейта. Цена самого дорогого автографа — книги «Милости судьбы» с дарственной надписью Булата Окуджавы В. Письменному на титульном листе (лот 119) — составила 18 тысяч рублей.

Уже в самом начале розыгрыша раздела «Петербургская коллекция» (лоты 124–170) стало понятно, что предыдущие несколько стрингов были, так сказать, разогревом перед настоящими схватками: участники стали проявлять гораздо больше активности, а число онлайн-игроков возросло до трех десятков. Вообще, повышенное внимание к стрингу было вполне ожидаемо и понятно: специалистам аукционного дома удалось собрать в этой подборке поистине уникальные вещи — автографы, связанные с кругом Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, рукописи сочинений М. В. Ломоносова и Ф. Н. Глинки, редкие фотографии, первые издания книг и др.

В результате, помимо одного из самых высоких процентов реализации (проданы 33 лота из 47), этот стринг оказался лидером по общей сумме выручки — более 2,7 млн рублей. Более того, именно в нем была зафиксирована и самая высокая цена молотка дня: в ходе розыгрыша лота 132 — автографа Анны Андреевны Ахматовой Лидии Яковлевне Гинзбург на титульном листе книги «Стихотворения/ Анна Ахматова» 1958 года издания. Автограф дополнен несколькими авторскими правками и двумя стихотворениями, вписанными в книгу рукой А. Ахматовой. За уникальный лот, коллекционную (даже музейную) ценность которого сложно переоценить, со старта в 700 тысяч рублей несколько десятков шагов (часто — по полшага) боролись телефон и два участника в зале. В итоге лот достался одному из очных покупателей за 1,1 млн рублей.

С большим успехом, за 165 тысяч рублей с 20 тысяч старта, в те же руки ушел и еще один автограф — рукопись неопубликованного стихотворения Льва Гумилева (сына Н. Гумилёва и А. Ахматовой) «Моему другу. 3.1.1946» (лот 131).

Ещё одна масштабная битва развернулась за последний лот раздела — машинописное письмо Сергея Довлатова Ольге Лауэр с автографом автора (лот 170). При достаточно скромной предварительной оценке (30–60 тысяч рублей), торг по лоту стартовал сразу с 200 тысяч рублей по заочной ставке и закончился только тогда, когда цена молотка увеличилась более чем вдвое, до 420 тысяч рублей. Лот ушел по заочной ставке.

Следующая тематическая подборка, озаглавленная «Лауреаты премии Андрея Белого. Рукописи, автографы, графика, фотографии», стала не только самой масштабной — 67 лотов, но и самой прибыльной. 82 % (55 из 67) проданных лотов принесли в общей сумме более 1,9 млн рублей, или 167 % от среднего суммарного эстимейта раздела. Справедливости ради стоит отметить, что половина всей этой суммы была выручена всего за один лот. Но какой! Настоящей сенсацией обернулся розыгрыш лота 201 — рукописного авторского сборника стихотворений поэта Владимира Эрля 1960–70-х годов. Со старта в 15 тысяч рублей в борьбу за обладание семью несброшюрованными двойными листами рукописи вступили интернет-участник и два человека в зале. Спустя несколько десятков шагов и более десяти очень напряженных минут — ходов в полшага, раздумий и телефонных переговоров, лот подрос в цене в немыслимые 56,6 (!!!) раз и был куплен в зал за 850 тысяч рублей. Поздравляем покупателя с победой, а аукционный дом — с таким внушительным успехом!

Раздел «Поэты и художники» (лоты 238–275) разошелся более чем на 84 % и принес в общей сложности 919,8 тысячи рублей — 107,2 % от среднего эстимейта. Это четвертый результат по общей сумме проданного и второй — по проценту реализации лотов. Самым дорогим лотом раздела стала, как ни удивительно, живопись — масло на оргалите «Ковбой в прериях» 1985 года кисти лидера группы «Аквариум» Бориса Гребенщикова (лот 266). С 60 тысяч рублей старта лот достался одному из участников торга в Интернете за 100 тысяч рублей. На втором месте — проданный за 95 тысяч рублей с 30 тысяч рублей старта литографированный портрет Константина Кузьминского работы Валерия Мишина (лот 252).

Из 38 лотов самиздата в новые руки попало более 70 % — 27 изданий. Общая выручка составила 383,5 тысячи рублей — 98 % среднего эстимейта лотов раздела. Самой высокой ценой молотка здесь стали 30 тысяч рублей, отданные со старта в 10 тысяч одним из интернет-участников, перекупившим ставку из зала на рукопись Бориса Констриктора «Эпитафия» 1989 года (лот 289). Остальные проданные лоты разошлись по ценам от 3 до 26 тысяч рублей, с торгом в среднем в 4-6 шагов.

Стринг тамиздата участники торгов встретили, надо признать, довольно прохладно. С молотка ушло 12 из 33 лотов, а общая выручка составила лишь 260 тысяч рублей — чуть больше трети от среднего эстимейта лотов. Особой популярностью здесь пользовались издания, связанные с именем Эдуарда Лимонова: в новые руки ушли все 4 лота его автографов, а самым дорогим в разделе оказался лот 326 — первое и второе издания романа Э. Лимонова «Это я — Эдичка», ушедший в зал за 70 тысяч рублей со старта в 20 тысяч рублей.

Завершавший торги раздел изобразительного искусства «От академии к авангарду. Гравюра. Литография. Графика» из 47 лотов был распродан на 42,5 % на общую сумму более 620 тысяч рублей. Самым дорогим среди проданных оказался лот, содержащий рисунок и каталог работ Петра Галаджева — художника, режиссера и актера советского театра и кино: лот был продан по стартовой заочной ставке за 200 тысяч рублей.

На втором месте — один из самых удивительных результатов дня. Офорт Елизаветы Кругликовой 1927 года «Смольный» (лот 364) при эстимейте в 8–15 тысяч рублей, в борьбе нескольких телефонов и интернета, неожиданно поднялся в цене до 100 000 рублей (т.е. подорожал в 12,5 раз относительно старта), за которые и был продан. Гораздо дешевле, но тоже значительно выше стартовых 8 тысяч рублей ушел в те же руки по телефону и второй офорт Кругликовой — лист «Адмиралтейство. Ленинград» 1934 года (лот 365).

Поздравляем «Антиквариум» с достойным началом очного сезона 2017 года и желаем новых аукционных рекордов на новом месте. Как стало известно, с марта 2017 года аукционный дом работает по новому адресу: улица Садовая-Кудринская, дом 25, на 2-м этаже «Антикварного центра».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


Мария Кузнецова, AI 


 ARTinvestment.RU  06 марта 2017