Русские передвижники, серебро от Хлебникова и Овчинникова, фарфор России, Европы, Китая и Японии на аукционе 1 ноября

Утонченный вкус и пышность, лаконизм и помпезность при широчайшем стилевом и техническом разнообразии предметов, - так можно характеризовать коллекцию аукциона живописи и декоративно-прикладного искусства, которая будет представлена на торги в субботу 1 ноября в «Антиквариуме». При этом высочайшее качество исполнения остается главным и неизменным объединяющим началом почти двухсот лотов, расположенных в двух основных разделах каталога.

 «Живопись и графика» представляет работы передвижников - лесные зарисовки И.И.Шишкина в технике офорта и жанровое полотно И.Л.Горохова «Дети за чтением книги», пейзажи русских живописцев второй половины ХIХ века И.Е. Крачковского, А.А. Бенуа (Конского), Ю.И. Феддерса. Прекрасным пополнением частного собрания, как для коллекционеров картин, так и для любителей колорита Средней Азии, могут стать жанрово-этнографические работы, относящиеся к дореволюционному периоду, - «Мечеть» и «Медресе в Самарканде» И.С.Казакова, «Улица старого города» К.-Р.Зоммера, «Восточная улица» С.П.Юдина, - и советский Восток 1930-1960-х годов в полотнах Б.А. Брынского «Бригадир», В.М. Петрова «У арыка» и «Золотой октябрь». Обращает на себя внимание подборка эскизов Е.В. Щеглова для журнала «Крокодил» 1960-х годов. Произведения мастера карикатуры находятся во многих музеях страны, опубликованы в альбомах и сборниках жанровых рисунков, изданных в Москве и за рубежом.

            Обширный раздел «Декоративно-прикладное искусство», включающий более ста лотов, начинается стрингом русского серебра. Изделия поставщиков императорского двора Овчинникова и Хлебникова, а также не столь именитых мастеров второй половины ХIХ– начала ХХ века, обеспечивали убранство как великосветских, так и чиновничьих столовых. Все эти чарки, стопки, кружки, бокалы и столовые приборы, спичечницы, пудреницы, табакерки и коробки для сигар русская традиция щедро уснащала роскошью цветных эмалей и изысканностью черневых орнаментов.

            Среди топ-лотов аукциона – икона «Господь вседержитель» в богато украшенном эмалью окладе, портрет Великой княгини Марии Федоровны - жены Павла I, матери Александра I и Николая I, - выполненный холмогорским мастером в технике ажурной резьбы на кости, а также - изделия разных жанров Императорского фарфорового завода. От редчайшей табакерки с миниатюрой в технике «pate sur pate» и классической дворцовой вазы до идеологически преломленной, но сохранившей дореволюционное качество скульптуры ЛФЗ.

Даже на этом ярком фоне особое место занимают четыре декоративные тарелки так называемой «Военной» серии. В 1828 году Императорский фарфоровый завод получил заказ на изготовление 60 тарелок, расписанных военными сюжетами, заимствованными из «Собрания мундиров Российской Императорской Армии» и книги «Русская Императорская Армия». Правильность изображения деталей мундиров проверял сам государь, а созданием росписей занимались лучшие художники - А.П. Нестеров, В.Ф. Мещеряков, С.А. Голов, А.И. Тычагин, Н. Корнилов, И. Артемьев, М.В. Крюков. Александра III. Весь «военный фарфор» выпускался ограниченными тиражами и предназначался для российского императорского двора.

На «Восточном» стринге привлекают внимание китайские вазы середины XIX века с великолепными изображениями цветов и мистических сюжетов. Никого не оставит равнодушным богатая дворцовая японская ваза периода Мейдзи с ирисами и сценами национального быта, или традиционная живопись цветной тушью по шелку с символикой цветущей сакуры.

            Волнующий эротизм ориентальных мотивов и мифологических сюжетов предстает в «сказочных историях» фарфоровых композиций датского скульптора Хеннинга. Эта серия фигур, а также знаменитые живописными портретами Венские тарелки, пейзажи и флористическая роспись изделий Севрской мануфактуры начинают тему Запада в партитуре этого аукциона. Продолжает же ее подборка лотов, связанных с фигурой Наполеона и его окружения, демонстрируя «культ личности» императора в монументальности бронзы, элегантности фарфора и тонкости миниатюры. Воплощение его образа было всегда одной из любимых тем для художников и скульпторов 19 века, а "столбик с куклою чугунной под шляпой с пасмурным челом" находит почетное место в кабинете делового человека от Онегина до наших дней. 

Предаукционная выставка пройдет с 26 октября по 1 ноября с 12 до 20 часов по адресу Москва, Саввинская наб. 23, стр. 1. (аукционный дом «Антиквариум» в здании «Художественного центра на Саввинской»).

Аукцион состоится по тому же адресу в субботу 1 ноября. Начало в 14:00.

Заочные ставки и заявки на участие по телефону можно сделать до 31 октября включительно. 

Участвовать в аукционе в режиме реального времени и просто наблюдать за его ходом можно на сайте Антиквариум

 По всем вопросам просьба обращаться по тел. +7(495) 374-5090, +7 (499) 678-2274.

E-mail: info@anticvarium.ru