«Антиквариум»: новое место оказалось счастливым

Краткие итоги первого аукциона «Антиквариума» в новом помещении на Садовой-Кудринской: наторговали на 61 % по лотам и 79 % по деньгам

Аукционный дом «Антиквариум» недавно переехал в новое помещение на втором этаже «Антикварного центра на Садовом», что на углу улиц Большой Садовой и Красина, и первые торги в новых стенах состоялись 18 марта. Для пользователей общественного транспорта место, безусловно, очень удобное: в двух шагах троллейбусная остановка кольцевого маршрута Б, и совсем рядом станция метро «Маяковская». А вот автомобилистам пришлось думать о парковке. Само же помещение, где проходили торги, очень уютное и в хорошем смысле демократичное: невысокие потолки, приглушенный свет, современное искусство по стенам. Чувствуешь себя как дома.

Первый аукцион «Книги, гравюры, автографы, фотографии. Серебряный век, Театр. Балет. Музыка. Кинематограф» тоже можно было назвать демократичным. Эстимейты лотов были более чем доступными (стартовая оценка некоторых из них составляла всего 500–1000 руб.). Большая часть покупок произошла по заочным ставкам и через Интернет (благо, скорость последнего была на высоте). Наторговали на 1 млн руб. с небольшим, что составляет почти 80 % от средней суммарной оценки всех лотов. С молотка ушло 140 лотов из 230 (61 %). Торги длились чуть более двух часов — самое оптимальное для восприятия время.

Открывал аукцион небольшой раздел гравюр (лоты 1–23). Продано было 19 лотов из 23, что неудивительно — с учетом цен от 500–1000 руб.

Следующий раздел объединял книги поэтов «Серебряного века» (лоты 24–113). Из 90 предложенных лотов новых владельцев нашли 56 (62 %) на общую сумму чуть выше полумиллиона рублей (94 % от суммарной оценки раздела).

За 55 тыс. руб. при оценке 30–60 тыс. руб. ушла с молотка первая книга стихов Ильи Эренбурга, изданная в Париже в 1910 году тиражом всего 100 экземпляров. За 22 тыс. руб. при оценке 5–10 тыс. руб. была продана книга стихов «Голова медузы» Аркадия Фырина (под этим псевдонимом скрывались прозаик Петр Константинович Губер и студент Политехнического института Николай Дмитриевич Шубный).

Достигла верхней планки эстимейта 15–30 тыс. руб. книга стихов и прозы Елены Гуро «Небесные верблюжата» (СПб.: Журавль, 1914). С 3 до 22 тыс. руб. торговались за сборник стихов Осипа Мандельштама «Камень» (Пг.: Гиперборей, 1916).

Редкая (тираж 1000 экз.) книга «Заповедь зорь», изданная в Казани в 1922 году имажинистской группой «Витрина поэтов», была продана за 30 тыс. руб. при старте с 15 тыс. руб. А того же года издания сборник стихов имажиниста Анатолия Мариенгофа «Разочарование» достиг цены молотка 28 тыс. руб. при оценке всего в 1–3 тыс. руб.

Стихотворение «Сергею Есенину» Владимира Маяковского, изданное в Тифлисе в 1926 году с оформлением Александра Родченко, торговали с 10 до 34 тыс. руб. Интерес покупателей повысила прекрасная сохранность экземпляра. Еще одно редкое издание, связанное с Маяковским, — книга «Живой Маяковский» (1930) Алексея Кручёных — достигла цены молотка 55 тыс. руб. при оценке 15–30 тыс. руб. В книге Алексей Кручёных воспроизвел по своим записям разговоры Маяковского 1921–1925 гг. Это первые мемуары после самоубийства поэта, изданные тиражом всего 300 экземпляров при помощи стеклографа (техника плоской печати при помощи стеклянных пластин). Книга «Живой Маяковский», наряду с первым сборником стихов Ильи Эренбурга, стала самым дорогим лотом аукциона.

Следующий раздел торгов был посвящен театру, балету, музыке и «важнейшему из искусств» — кинематографу (лоты 114–217). Из 104 лотов здесь было продано 60 (58 %), а выручка достигла 470 тыс. руб. (77 % от среднего эстимейта 610 тыс. руб.).

Одним из самых успешных стал стринг оригинальных эскизов театральных костюмов (лоты 137–146). Большая часть этих рисунков была выполнена для постановок Императорского Московского малого театра; четырех из них принадлежат Леониду Михайловичу Браиловскому (1867–1937). Все десять рисунков были раскуплены по заочным ставкам, причем неоднократно высокой заочной ставке пытались составить конкуренцию онлайн-покупатели. Больше всех вырос в цене акварельный эскиз Браиловского к спектаклю «Лекарь поневоле» 1913 года: за эскиз костюма Робера заочный участник заплатил 24 тыс. руб. без учета комиссии (оценка 10–20 тыс. руб.).

Еще одним хитом стали четыре эскиза декораций художника-авангардиста Игоря Васильевича Ужинского (Дю-бас, 1893–1954). За каждый из этих эскизов (лоты 156–159) интернет торговался с заочной ставкой, и трижды онлайн-покупатели одерживали победу. В итоге три оригинальных эскиза к постановке «Последний день басмачества» (1-я пол. ХХ в.) были проданы за 30 тыс. руб. каждый при оценке 8–15 тыс. руб.; а эскиз Ужинского к спектаклю «Arslan» был куплен по заочной ставке за 24 тыс. руб. (эстимейт 8–15 тыс. руб.).

Наконец, за 28 тыс. руб. игроком в Интернете был куплен режиссерский экземпляр киносценария «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая, принадлежавший Александру Демьяненко (оценка 5–15 тыс. руб.).

ARTinvestment.RU   23 марта 2017