Аукцион дома «Антиквариум» 1 июля. Краткие итоги

31-е очные торги «Антиквариума» стали одним из самых интересных букинистических и тематических аукционов этого сезона

Широту представленного на суд публики ассортимента можно было оценить даже по обложке каталога, озаглавленного «Редкие и ценные книги. Литература и искусство Бронзового века. Живопись, графика, фотография».

Аукционная подборка, собравшая более 400 лотов, радовала взгляд именами, дорогими сердцу и коллекционера живописи и (особенно театральной) графики, и библиофила: прижизненные издания от Александра Пушкина до Даниила Хармса, театральные эскизы А.Н. Бенуа, графика М. Волошина, М. Добужинского, А. Лактионова, В. Попкова, большая подборка работ художников-шестидесятников и другие не менее интересные лоты.

Особого внимания заслуживают три тематических стринга каталога под общим заголовком «Бронзовый век»: «Бронзовый век. Словесность», «Бронзовый век. Поэты и художники», «Бронзовый век. Изобразительное искусство», составившие более 40 % каталога (181 лот). По задумке специалистов аукционного дома понятие «Бронзовый век» (эпоха 1950–80-х годов), введенное поэтами Олегом Охапкиным и Славой Лёном, — должно было обрести в этих трех разделах каталога свою материальную составляющую, наглядно показать неразрывные связи между нонконформистским изобразительным искусством и литературой. Что, как кажется, организаторам аукциона вполне удалось.

На розыгрыш всех 405 лотов каталога понадобилось в общей сложности около трех часов, за которые новых владельцев обрело более 60 % — 256 лотов. Общая выручка превысила 10 млн рублей — чуть менее 80 % от среднего суммарного эстимейта всех лотов. Хороший результат, особенно для июльской Москвы.

Не утратила своей актуальности и еще одна особенность торгов «Антиквариума» — стабильно высокая активность (и наполняемость) зала: в этот раз почти три десятка присутствовавших совместными усилиями приобрели 98 лотов, лишь чуть уступив интернет-игрокам, в актив которых можно записать 104 победы. Заочные ставки оказались выигрышными 39 раз, и 15 лотов ушли в новые руки по телефону.

Тон торгам задал розыгрыш уже третьего лота каталога – восьмитомной «Русской летописи по Никонову списку», издававшейся под «смотрением Императорской Академии наук» с 1767 по 1792 год. С 300 тысяч рублей старта издание ушло в новые руки, в Интернет, ровно вдвое дороже — за 600 тысяч рублей и стало самым дорогим из 18 реализованных лотов раздела «Редкие и ценные книги» (лоты 1–32), открывавшего аукцион. Для любителей статистики отметим, что в общей сумме 18 проданных лотов принесли организаторам торгов чуть менее 1,5 млн рублей — 78 % от среднего эстимейта лотов стринга и один из самых высоких результатов в «небронзовой» части каталога.

В разделе «Гравюра. Живопись. Графика XIX–XXI вв.» (лоты 33–78) новых владельцев обрело 24 из 45 лотов. Картины и рисунки продавались в диапазоне от 5 до 90 тысяч рублей за лот, а общая выручка составила чуть более 600 тысяч рублей. Самым дорогим лотом стринга стала акварель шестидесятника Анатолия Слепышева «Процессия. У реки» (лот 77), доставшаяся новому владельцу за 90 тысяч рублей с 60 тысяч рублей старта.

Следующий стринг — «Русский театральный эскиз» (лоты 79–116) — был воспринят публикой с куда большим энтузиазмом: с молотка тут ушло более 75 % лотов на общую сумму более 1,2 млн рублей. Наибольшим успехом среди театральной графики ожидаемо пользовалась подборка из 10 эскизов театральных костюмов и декораций руки Александра Николаевича Бенуа (лоты 79–88). Почти за каждый лист (за исключением лота 82 — эскиза костюма к постановке оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова в театре Ла Скала 1937 года, оставшегося непроданным) разгоралась нешуточная борьба, а суммарно 9 проданных рисунков Бенуа принесли более 2/3 всей выручки стринга —841 тысячу рублей. Самым дорогой из театральных работ Бенуа стал лот 88 — акварельный эскиз декорации к опере «Богема» Дж. Пуччини, доставшийся новому владельцу за 190 тысяч рублей.

Идущая следом подборка лотов, озаглавленная «Петербургская коллекция» (лоты 117–159) тоже содержала немало интересного. Продали гуаши М. Добужинского (лоты 118 и 119, ушедшие по старту за 250 и 100 тысяч рублей соответственно), акварель М. Волошина (лот 126 — продан по старту за 150 тысяч рублей), рисунок Ю. Анненкова (лот 125 — 60 тысяч рублей), однако самое пристальное внимание участников торгов, несомненно, более всего привлекала букинистика. Так, рекордным результатом стринга (а заодно и всего аукциона) стала цена лота 132 — автографа одного из самых известных стихотворений Иосифа Бродского ленинградского периода «Сумев отгородиться от людей…», записанного автором в 1966 году. Торги за рукопись, предварительно оцененную в 200–400 тысяч рублей, начались с 260 тысяч рублей — суммы, на которой остановились участники заочной интернет-дуэли, и продолжались между несколькими игроками в зале и интернетом до победной ставки из зала в 850 тысяч рублей. Всего же 32 проданных из 42 лотов стринга принесли организаторам более 20 % всей выручки дня — почти 2,14 млн рублей.

Следующие три раздела каталога, несмотря на различную тематическую направленность — словесность, поэты и художники и изобразительное искусство, представляли собой одну эпоху, а именно «Бронзовый век» русского искусства (сменивший, по мысли авторов этого определения, век Серебряный). Подразделы этих стрингов включали в себя множество любопытных и редких вещей из архива поэтов Славы Лёна и Татьяны Щербины, издания и документы, связанные с деятельностью трансфуристов и митьков, живопись и графику из собрания Генриха Сапгира и др.

Несмотря на то, что в каталоге эти стринги были разделены, мы приведем общую статистику сразу по трем частям «Бронзового века». Итак, из 181 лота подборки (лоты 160–341) с молотка ушло 60 % — 109 лотов на общую сумму более 3,3 млн рублей, или 67,8 % от среднего эстимейта 181 лота.

Самым дорогим из лотов «Бронзового века» стала гуашь Виктора Пивоварова 1998 года из цикла «Посвящения» (лот 309). Предварительно оцененный специалистами аукционного дома в 70–100 тысяч рублей, рисунок, стартовав с 80 тысяч рублей заочной ставки, привлек внимание участника в зале и сразу нескольких интернет-игроков. Розыгрыш этого лота стал одной из самых азартных и захватывающих схваток дня: претенденты на обладание рисунком не уступали друг другу несколько десятков полноценных шагов, в результате которых работа Пивоварова подорожала в 3,5 раза и досталась новому владельцу в интернете за 280 тысяч рублей.

На втором месте в ценовом рейтинге лотов «Бронзового века» оказался представитель раздела «Словесность» — второй экземпляр книги В. Н. Некрасова «Последний герой: Стихи, тексты, шутки, байки, рисунки», вышедшей в московском издательстве В. Гоппе тиражом 12 экземпляров (лот 199), с автографом издателя В. Гоппе Б. Дулькину и двумя оригинальными портретами В. Некрасова работы Б. Кочейшвили. С 30 тысяч рублей заочного старта лот разыграли между собой два участника в зале, остановившись на цене молотка в 170 тысяч рублей.

Тройку замыкает рекордная продажа раздела «Поэты и художники» — 10 из 15 экземпляров серии из 16 автолитографий к книге стихов Т.Буковской «Джакомерон» работы художника Валерия Мишина (лот 277). Стартовав со 100 тысяч рублей заочной ставки, лот был куплен участником в Интернете за 110 тысяч рублей.

Следующий за «Бронзовым веком» стринг «Тамиздата» из 27 лотов был распродан на 60 %. И запомнился одним из самых интересных розыгрышей прошедшего аукциона. Так, рекордный рост цены относительно старта показал лот 354 — подборка из двух парижских фотографий В.Набокова 1960-х годов: начав с 7 тысяч рублей, несколько участников в Интернете, зал и телефон подняли цену фотографий более чем в 7 (!) раз. Лот ушел в зал за 50 тысяч рублей.

Завершающий торги раздел «Открытки и фотографии» разошелся на 82 % и принес организаторам около 1,1 млн рублей. В два с лишним раза в ходе торгов подорожал один из нескольких филокартических лотов аукциона — подборка из семи открыток с интерьерами павильона СССР на выставке печати «Пресса» в Кёльне в 1928 году (лот 373), главным художником-оформителем павильона тогда был Эль Лисицкий. Начав со 100 тысяч рублей, несколько участников в Интернете подняли его цену до 220 тысяч рублей, за которые он и ушел в новые руки. Самыми же дорогими лотами стринга стали две работы современного художника Влада Корола, выполненные в смешанной технике с использованием фотографии, коллажа и зеркал (лоты 404 и 405, эстимейт каждого: 100–120 тысяч рублей). Оба лота проданы в Интернет за 240 и 260 тысяч рублей соответственно и поставили рекорд для продаж художника на открытых аукционных торгах.

Поздравляем аукционный дом «Антиквариум» с достойным завершением весенне-летнего очного аукционного сезона и будем ждать следующих, надеемся, не менее интересных торгов осенью этого года.

Филокартисты и любители онлайн-торгов пока могут принять участие в филокартическом онлайн-аукционе «Антиквариума» «Две столицы». Аукцион уже открыт, закрытие торгов намечено на 18 часов будущего вторника, 25 июля.