18 апреля аукционный дом «Антиквариум» провел свой первый аукцион изобразительного искусства — «От телеги до ракеты. 300 лет России в живописи и графике», посвященный Дню космонавтики. Это большой шаг вперед для аукционного дома, ранее специализировавшегося прежде всего на букинистке и предметах декоративно-прикладного искусства. Развитие нового направления в аукционной деятельности всегда рискованно, ведь нельзя знать наверняка, как отреагирует публика, нельзя избежать некоторых шероховатостей в организационном плане и т.д. Поэтому чтобы решиться на подобное рискованное мероприятие, надо обладать недюжинной уверенностью в своих силах и сильной аукционной подборкой.
Можно с уверенностью сказать, что риск этот во многом оправдался. Для первых торгов в новой тематике итог прошедшей субботы выглядит оптимистично: с молотка ушло более 45 % из выставленных на торги 180 лотов на общую сумму более 2 миллионов рублей (39,29 % от среднего суммарного эстимейта каталога).
Удивил порядок следования лотов. Весь каталог устроители поделили на 6 жанрово-тематических разделов: «Гравюра, литография, офорт», «Живопись и графика», «Эскиз» (в нем собрали прежде всего театральную графику), «Книжная иллюстрация», «Карикатура» и «Плакат». Внутри разделов лоты группировали по-разному: хронологически, по сюжетному признаку, по авторству. Странным образом, после стринга работ какого-либо автора в одном разделе, можно было наткнуться на пару его работ и в следующем разделе каталога, что несколько сбивало с толку. Кроме того, несмотря на посвящение аукциона Дню космонавтики, в составе каталога тема космоса развития практически не нашла, не считая пяти последних лотов плакатного раздела.
Впервые на моей памяти ни на один из 180 лотов каталога не было сделано ни одной заочной ставки. Абсолютное большинство проданных лотов — 62 из 81 (76 %) — было куплено онлайн, 18 — по телефону, в зал ушла только одна покупка.
Результаты аукциона по разделам распределились следующим образом. Самым доходным, принесшим в копилку организаторов торгов 608 500 рублей, стал стринг «Графика, литография, офорт», в котором ушло 24 из 45 лотов. Самым дорогим лотом раздела (и второй по стоимости покупкой дня) стал лот 5 — цельногравированный план Императорского столичного города Санкт-Петербурга из альбома «Палаты Санктпетербургской императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры с кратким показанием всех находящихся в них художественных и натуральных вещей» 1741 года. Лот, за который боролись сразу два участника в интернете и телефон, со старта в 40 000 рублей достался телефонному претенденту за 135 000 рублей. Этот же лот стал самым доходным лотом аукциона, на котором абсолютное большинство сделок совершилось по стартовым ценам или с небольшим их превышением. В стринге «Графика, литография, офорт» была отмечена одна из двух за весь вечер попыток зала вступить в торги. Литографический портрет графа Паскевича-Эриванского, исполненный литографом Эдуардом Кайзером во второй половине XIX века (лот 19), заинтересовал одного из участников в зале и интернет-покупателя и ушел онлайн-участнику за 30 000 рублей.
Самым успешным в процентном соотношении — 66,67 % по лотам и 56,91 % по деньгам — с общей суммой выручки чуть менее 300 000 рублей стал стринг «Карикатура». В нем самым дорогим лотом стал рисунок тушью на бумаге 1920–30-х годовПавла Павловича Матюнина, более известного как «ПЭМ» (лот 140). Со старта в 30 000 рублей лот был продан по телефону за 40 000 рублей.
150 000 рублей, наивысшую цену дня, заплатили за очень симпатичный летний цветочный акварельный натюрморт «Букет в вазе» (1969) кисти известного художника Вадима Федоровича Рындина (лот 71). Лот по стартовой цене достался одному из интернет-участников аукциона.
Единственной покупкой зала стал лот 175 — гуашевый оригинал-макет рекламы «Телевизор Луч» для 4-й страницы обложки журнала «Огонек» художника Виктора Семеновича Климашина, ушедший новому владельцу по старту за 18 000 рублей.
Подводя итог, хотелось бы отметить уверенный старт нового направления аукционной деятельности дома «Антиквариум», замечательного аукциониста Ксению, которая практически без помарок провела второй в своей карьере аукцион, и пожелать дому «Антиквариум» дальнейших успехов на аукционах изобразительного искусства.
Мария Кузнецова, AI