Торги, как обычно, проходили в условных единицах (1 у. е. = 1 доллар США). Итоговый результат достиг 316,4 тысячи у.е., что составляет 65,7 % от среднего суммарного эстимейта. С молотка ушло 45 % лотов (177 из 398). При этом примерно одинаковое количество лотов досталось залу и интернету (59 и 57 лотов соответственно), 34 лота купили по заочным ставкам, и 27 лотов приобрели по телефону.
В первом стринге «От Петра Великого до Александра I» с молотка ушло 15 из 25 изданий (60 %) на общую сумму 67 тысяч у.е. Это был самый высокий результат для отдельно взятого стринга на минувших торгах. Здесь же были проданы два самых дорогих лота аукциона. Первый из них — лот 1 — «Введение, в гисторию европеискую…» С. Фон Пуфендорфа, переведенное с немецкого на русский и отпечатанное по повелению Петра Первого в 1718 году. Книгу эту с 1738 по 1743 годы изымали у частных лиц. За образец в превосходной сохранности телефонный покупатель заплатил 17 тысяч у.е. (почти 1 миллион рублей) при эстимейте 16–20 тысяч у.е.
За 18 тысяч у.е. и тоже по телефону был куплен самый дорогой лот аукциона — Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны (лот 4). Это роскошное издание XVIII века (книга из тиража 1744 года) украшено гравюрами И. А. Соколова, Г. А. Качалова и Х. А. Вортмана. Книга содержит описание пышных торжеств по случаю восшествия Елизаветы Петровны на престол, длившихся целых два месяца. Интересно, что в 2009 году другой экземпляр издания 1744 года был продан на аукционе Christie's за 98,5 тысячи долларов — втрое дороже нижней границы эстимейта (30 тысяч долларов).
Третьей по стоимости в первом стринге стала книга «Письма Петра Великого писанныя к генерал-фельдмаршалу, тайному советнику, малтийскому, с. апостола Андрея, Белаго орла, и прусскаго ордена кавалеру, графу Борису Петровичю Шереметеву...», изданная при московском Императорском университете в 1774 году. За нее спорили зал, интернет и телефон, и в итоге телефонный покупатель приобрел лот 11 за 7 250 у.е. (эстимейт 6 500–9 000 у.е.).
В небольшом стринге книг по военной истории, выручка которого, к слову, достигла 83 % от среднего суммарного эстимейта, топ-лотом стала редкая «Книга Марсова или Воинских дел…» (лот 29), содержащая 23 раскладных плана с изображением баталий, осад и взятия городов и крепостей, выполненных в технике гравюры на меди. Доторговались до верхней границы эстимейта: книга ушла интернет-участнику за 9 тысяч у.е. (эстимейт 6,5–9 тысяч у.е.).
В разделе книг «От Николая I до Александра II» самым дорогим стал пятитомник «Сказания современников о Димитрии Самозванце» под редакцией историка Николая Устрялова (лот 46): книгу купили по заочной ставке за 5,5 тысячи у.е. (эстимейт 5,5–7 тысяч у.е.).
Затем в разделе «География. Путешествия. Местности. Монастыри и храмы» по телефону за 7 тысяч у.е. был продан «Атлас Калужского наместничества» времен Екатерины II (лот 69; эстимейт 6–9 тысяч у.е.), а «Историческое и топографическое описание первопрестольного града Москвы: с приобщением генерального и частных ее планов» (Москва, 1796) — книгу с 20 раскрашенными от руки гравированными планами города — заочный покупатель приобрел за 5,5 тысячи у.е. (эстимейт 5,5–7 тысяч у.е.).
Большой раздел «Русская литература, альманахи, журналы и сборники» принес 54,5 тысячи у.е., что составляет 63 % от его суммарного эстимейта. Среди значимых продаж стоит выделить уход за 13,5 тысячи у.е. к игроку в зале «Стихотворений» М. Ю. Лермонтова (лот 106) в 4 частях (СПб., тип. Ильи Глазунова и Комп., 1842–1844); продажу за 4 800 у.е. игроку в Интернете двух первых из четырех выпущенных номеров литературного журнала «Современник» (лот 105), основанного А. С. Пушкиным в 1836 году (лот 105, эстимейт 3–5 тысяч); а также покупку по старту за 5,5 тысячи у.е. по заочной ставке шеститомника «Война и мир» Льва Толстого (лот 116, эстимейт 5,5–8 тысяч у.е.).
В разделе «Искусство. Иллюстрированные, подарочные и юбилейные издания» по 2400 у.е. заплатили за лоты 165 и 166 («Русский художественный листок» В. Тимма за 1857 и 1858 годы) и лот 181 (издание И. Н. Божерянова «Триста лет царствования дома Романовых»). Здесь же за 3 тысячи у.е. была продана книга «Жизнь Суворова в художественных изображениях» М. Б. Стремоухова (лот 174, эстимейт 3–5 тысяч у.е.).
Следующий стринг, «От Александра III до Николая II», отличился продажей в два раза выше старта книги Б. И. Токарского «Коннозаводство и коневодство в Юго-Западном крае» (лот 202, эстимейт 600–1000 у.е., результат 1 200 у.е.), уходом за 15 тысяч у.е. серии биографических трудов историка Николая Шильдера об императорах Павле I, Николае I и Александре I.
Самый настоящий ажиотаж на минувшем аукционе вызвали торги по лотам, составившим отдельный каталог. В него входили стринги «Петербургская коллекция», «Рукописи» и «Фотографии». В первом из них с молотка ушло 52 % лотов на 111 % от среднего суммарного эстимейта. Далее, все пять предлагавшихся отдельным стрингом рукописей были проданы почти вчетверо выше (373 %) среднего суммарного эстимейта. И напоследок 48 % проданных фотографий принесли 272 % от своей средней суммарной оценки.
«Петербургская коллекция» состояла из книг, документов, рукописей, фотографий с автографами из семейных архивов нескольких поколений жителей северной столицы. Например, из собрания писателя, коллекционера и библиофила Владимира Николаевича Грусланова (1894–1981) выставлялся указ с автографами Екатерины II и князя Потемкина (лот 301). Интернет-участник приобрел его за 1 900 у.е. при эстимейте 1 000–1500 у.е.. Из этого же собрания происходила и редчайшая фотография Григория Распутина с его собственноручной довольно длинной надписью (лот 308), за это фото телефонный покупатель заплатил 5 тысяч у.е. (эстимейт 4–5 тысяч у.е.).
Из архива Зиновьевых — Красовских — Золотницких выставлялась фотография Дмитрия Шостаковича с его дарственной надписью в адрес преподавателя французского языка Юрия Михайловича Красовского (известного меломана и знатока оперы и балета). Этот 314-й лот активно торговали два интернет-участника и один телефон, и в итоге он достался онлайн-биддеру за 1 300 у.е. при старте с 500 у.е. Вторая изюминка этой коллекции — американское издание 1988 года пьесы Иосифа Бродского «Мрамор» с дарственной надписью автора — превысила стартовую оценку не менее чем в восемь раз. За этот лот (№ 321) спорили зал, интернет-биддер и телефонный покупатель — победу одержал очный участник на отметке в 1 700 у.е. (эстимейт 200–300 у.е.).
Настоящим хитом стали документы из архива литературоведа Лидии Гинзбург, близко дружившей с Анной Ахматовой. За каждый лот из этого собрания (все они были связаны с Ахматовой) шла борьба нескольких участников в зале, онлайн- и телефонных претендентов. Почти все лоты превысили эстимейты, а три автографа поэтессы были куплены в несколько раз дороже предварительной оценки. Самой дорогой стала личная записка от Ахматовой к Гинзбург: «Милая Лидия Николаевна. У нас испорчен телефон, не могу с Вами созвониться. Приходите сегодня вечером. Будет Н. И. и вино. Ваша Ахматова» (лот 323). За автограф торговались телефон, интернет, два участника в зале. С 400 у.е. дошли до 3 000. Победил зал.
В небольшом стринге рукописей, объединившем всего 5 лотов, состоялась одна из самых интересных аукционных схваток за весь вечер. Речь о лоте 372, состоявшем из нескольких машинописных экземпляров произведений Ахматовой с ее автографами. Стартовали с 500 у.е., главных претендентов было двое (один в зале и один по телефону). Двигаясь сначала целыми шагами, а потом и по полшага, они достигли 7 750 у.е., на которых телефонный претендент сдался.
Без сомнения, самый яркий эпизод торгов 25 июня — продажа фотографии Владимира Набокова всего за несколько лотов до окончания торгов (лот 392). Винтажный снимок Набокова, датированный 1959 годом, торговали участник в зале и телефонный покупатель с 250 до 15 000 у.е.! Эстимейт лота был превышен в 75 раз! Кстати, могло бы быть и больше, если бы не плохая телефонная связь, помешавшая дилеру в зале вовремя получить распоряжение своего клиента. В итоге лот достался телефонному игроку, торговавшемуся напрямую через директора аукционного дома. Как пояснил один из коллекционеров в зале, снимки Набокова очень ценятся за рубежом; экземпляры с автографом могут стоить десятки тысяч долларов. Тот, что выставлялся в Москве, хоть и был без автографа, но относился к очень ценному периоду — отсюда и повышенный интерес коллекционеров.
Мария Онучина