Накануне католического
сочельника, 23 декабря, аукционный дом «Антиквариум» провел последний в ушедшем
году очный аукцион, состоявший из двух сессий. Несмотря на двухнедельный предновогодний
аукционный марафон, покупательская активность
не спала, но, напротив, оказалась
предпразднично высокой, и торги показали самый высокий результат за 2016 год.
В первой сессии
«Императорская Россия в документах, книгах и предметах искусства» было продано 139
лотов из 192, то есть более 70 %, а общая сумма продаж превысила 20 млн. руб. Особенностью
этого каталога стал тематический принцип. В разделах «Цари», «Народ»,
«Военные», «Столицы», «Окраины», «Литература и искусство», «После России» были
представлены книги, графические листы, исторические документы, фотографии,
иконы, мебель и предметы декоративно-прикладного искусства.
Шесть лотов преодолели
миллионный порог. Среди книжных памятников – это роскошный коронационный
сборник императрицы Анны Иоанновны (Москва, 1730), ушедший за 1 400 000 руб.,
изящный увраж «Народы России: Описание нравов, обычаев, костюмов и др.» (художник
Е. Корнеев) – 1 500 000 руб., второе издание фундаментального исследования И.И.
Голикова «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России» — 1 200 000
руб. Из предметов декоративно-прикладного искусства - бронзовая фигурная композиция «Утрата
товарища-коня» была продана за 1 100 000 руб., набор для письменного стола
«Медведи» из пяти предметов и полковая тумба Елисаветградского полка ушли
за 1 100 000 и 1 000 000 руб. соответственно.
Более чем двукратный
ценовой рост показали издания: «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших
деятелей» Николая Костомарова - 130 000 при старте в 60 000 руб., «Российский
Императорский флот» Алексея Ганзена - за
150 000 при старте в 50 000 руб., а «Современная Россия в портретах и
биографиях выдающихся деятелей» обошлась покупателю в 200 000 руб. (при
эстимейте – 80 000 руб.)
Спросом пользовались
альбомы автолитографий, отразившие трагичную трансформацию бывшей имперской
столицы в первые постреволюционные годы: «Петербург» Анны Остроумовой Лебедевой
(1922) – 50 000 руб., «Петербург. Руины и возрождение» (1923) Павла
Шиллинговского (1923) – 40 000 руб., «Петербург в двадцать первом году»
Мстислава Добужинского (1923) – 60 000 руб. Наибольший же фурор в этом сегменте
аукциона произвела продажа альбома Георгия Верейского «Красный Военный
Воздушный флот [в 3 вып.]» (Москва, 1934-1935). В альбом вошли многочисленные
портреты элиты и руководящего состава ВВС РККА - летчиков, инженеров, штурманов, многие из
которых вскоре попали под каток репрессий, и их имена долгие годы было
запрещено упоминать публично. А второй и третий выпуски, по-видимому, были
уничтожены, и никогда не встречались на антикварно-букинистическом рынке.
Поэтому немудрено, что борьба за покупку раритета оказалась упорной - при старте в 300 000 руб. книга
досталась новому владельцу за 480
000 руб.
Абсолютный рекорд
продемонстрировал отдельный стринг, посвященный детским иллюстрированным
изданиям 1920-1930-х годов. Среди лотов этого раздела наиболее примечательна
«Карусель» Бориса Пастернака (Ленинград, 1926) с иллюстрациями Дмитрия Митрохина.
Она ушла за 180 000 руб. Однако, активная борьба велась и за другие
детские книги - такая записная редкость как «Боря в амбулатории» Софьи Зак при
старте в 30 000 рублей была продана за 50 000 руб.
Во второй сессии «Петербурская
коллекция. Поэты и художники. Самиздат. Редкие книги, автографы, графика и
фотографии», где были представлены автографы, самиздатовские издания и графика
ведущих представителей неофициального советского искусства - «бронзового века
отечественной культуры» – продажи составили 82%, а средний суммарный эстимейт
каталога (5 060 00 руб.) был превышен в два раза. Из 229 предложенных
лотов с молотка ушли 188, а общая сумма продаж составила 10 401 000 руб.
В разделе
«Петербургская коллекция» новых владельцев нашли 29 из 33 лотов, при этом в 16
случаях побеждал участник в зале. Средний эстимейт раздела, составивший 1 600
000 руб., был превышен почти в два с половиной раза, а сумма покупок составила
3 943 000 руб. Наибольший интерес вызвала подборка пяти книг Анны
Ахматовой, одна из которых – с дарственной надписью Ахматовой Лидии Чуковской.
Лот был продан за 775 000 руб. при старте в 100 000 руб. С кратным превышением
эстимейта достались игрокам в интернете рисунки Алексея Пахомова (260 000 руб.)
и Кузьмы Петрова-Водкина (800 000 руб.), а также автографы Иосифа Бродского
(210 000, 260 000 и 270 000 руб.) и рукопись Лидии Гинзбург (190 000 руб.).
В разделе «Из архива
поэта» разошлись 24 из 35 лотов (68,6%), вдвое превысив свою начальную
стоимость (629 500 руб. от 384 000 руб.). Особенно упорная борьба велась за графический
автограф стихотворения Татьяны Щербины «Голубок («Городской лубок»), который
при старте в 15 000 руб. достался победителю за 115 000 руб., и за книгу
стихов поэта-метаметафориста Александра Еременко, выросшую в цене в восемь раз
- с 10 000 до 80 000 руб.
В разделе «Тамиздат» разошлись
27 лотов из 41. Заслуженное внимание игроки уделили автографам Сергея Довлатова
(его книги с дарственными надписями ушли за 180 000, 135 000 и 205 000 руб.),
Константина Кузьминского (восьмикратное превышение эстимейта) и Дмитрия Бобышева (четырехкратное превышение эстимейта). Итоговая сумма продаж данного
стринга составила 1 116 000 руб. при эстимейте в 783 000 руб.
Успешные продажи
зафиксированы и в других разделах. В «Самиздате»
участники купили 25 из 29 лотов, и общая сумма продаж составила 542 000 руб.
при эстимейте в 391 000 руб., а в разделе «Редкие книги и автографы» были
приобретены 15 из 18 лотов, принеся 423 000 руб. при эстимейте в 219 000 руб.
Надо отметить, что
именно «бронзовый век» - неофициальная литература советского времени, на
протяжении всего ушедшего года демонстрировал устойчивую инвестиционную
привлекательность, стремительно набирая ценовые обороты и привлекая к себе все
новых почитателей-коллекционеров. Эта тенденция уверенно заявила о себе и на этом
аукционе.
Большая часть из
проданных во второй сессии лотов (101) была приобретена «залом». Покупки через
интернет, по телефону и по заочным заявкам распределились в близком друг к другу соотношении – 34, 25 и
28 соответственно.
Можно с чувством
глубокого удовлетворения отметить, что итоги прошедших торгов оправдали самые смелые
ожидания. Опыт совместной продажи антикварных книг и предметов искусства
оказался успешным, и «Антиквариум» планирует развивать его и в дальнейшем.
Тихой
поземкой стелется по московским улицам новый 2017 год. И хотя последние две
цифры, при определенной склонности к вере в магию чисел и цикличность
отечественной истории, у кого-то вызывают тревожные чувства, мы надеемся, что
наступивший год выдастся благополучным и оставит после себя самые светлые
воспоминания. А если и ждут нас в нем «великие потрясения», то они, конечно же,
будут связаны с громкими продажами настоящих художественных сокровищ и
эксклюзивов, которые пока еще, сокрытые от посторонних глаз, ждут... Своего
часа и своего покупателя.
Следующий,
27-ой по счету аукцион «Антиквариума» намечен на 18 февраля.