Коллекцию двенадцатого онлайн-аукциона
«Антиквариума» «Две столицы» образовали открытки конца XIX-первой половины XX в., посвященные
Москве и Санкт-Петербургу/Петрограду/Ленинграду. Закрытие торгов состоится во вторник 25 июля, в 18-00.
Безусловным украшением каталога
стали почтовые карточки, воспроизводящие работы известных живописцев и
графиков. Значительный вклад в развитие
жанра городского пейзажа внесли художники
объединения «Мир Искусства», по-новому взглянувшие на имперскую столицу. Романтизация
и поэтизация парадного центра с
величественной Невой, гранитом набережных, дворцами и «оград узором чугунным» Летнего сада (Анна Остроумова-Лебедева)
уравновешивалась чутким вниманием к «изнанке» большого города, его задворкам и
«дальним углам» (Мстислав Добужинский).
В начале XX столетия Санкт-Петербург переживал настоящий градостроительный бум
и его облик, памятный по страницам Гоголя
и Достоевского, уходил в небытие (Впрочем, схожие процессы затронули и «древнюю столицу»:
достаточно вспомнить реквием Марины Цветаевой по «домикам старой Москвы», на
смену котором явились «уроды, — грузные, в шесть этажей»). Поэтому, еще одной
важной темой «мирискуссников» стал ретроспективный взгляд на «Петра творенье».
Яркие примеры подобной исторической реконструкции мы находим у Александра Бенуа и Евгения Лансере. Родственные мотивы прослеживаются и в московских пейзажах Ивана Павлова и архитектора-неоклассика Ивана Фомина.
Тема природных катаклизмов стала особенно актуальна нынешним летом,
запомнившимся ураганом и «вселенским потопом» в Москве. С разгулом стихии столичный регион неоднократно
сталкивался и прежде.Так, в июне 1904
года произошел сильный смерч, нанесший значительный урон московским окраинам и предместьям. Владимир Гиляровский «по горячим следам»
писал в своем репортаже: «…Пожелтело
небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали
черными, они задевали колокольни. Наступивший мрак сменился сразу зловеще
желтым цветом. Грянула буря, и стало холодно. Над Сокольниками спустилась
черная туча — она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же
другая. Вдруг все закрутилось … среди зигзагов молний вспыхивали желтые огни, и
багрово-желтый огненный столб крутился посередине. Через минуту этот ужас
оглушающе промчался, руша все на своем пути. Неслись крыши, доски, звонили колокола;
срывало кресты и купола, вырывало с корнем деревья». На нашем аукционе представлена
подборка открыток, посвященная
последствиям того смерча. Спустя четыре года белокаменную ждал новый
«подарок» природы. В страстную неделю случилось крупнейшее в истории города
наводнение. Уровень воды в Москве-реке поднялся до 9 (!) метров, были затоплены
Болотный остров, большая часть Замоскворечья, Дорогомилово и Лужники. По свидетельствам очевидцев, в первые
часы половодья на улицах можно было наблюдать, как «…городовые героически
бросались в воду, хватая любопытствующих обывателей и заставляя их повернуться
обратно…». Тем не менее, стихия, нанеся
колоссальный ущерб городскому хозяйству, не смогла омрачить приближающийся
Светлый праздник: москвичи отправлялись на пасхальную заутреню на лодках, а
разговлялись на крышах домов. «Совсем как
на Большом канале в Венеции. Только серенад не было» — иронизировал
журналист на страницах одной из газет. В нашей коллекции — подборка из 10 открыток с видами Москвы весной 1908 года. Куда чаще
с водной стихией сталкивалась Северная пальмира. Безусловный интерес
представляют открытки, на которых запечатлен Ленинград в драматические дни осени
1924 года, во время крупного наводнения.
Начало минувшего столетия — эпоха технологического взлета и реализации
смелых инженерных проектов. Стоит обратить внимание на почтовые карточки, посвященные вокзалам двух столиц, санкт-петербургским
мостам, международной строительно-художественной выставке, а также на
серию открыток с видами Московской окружной железной дороги, прообразом
современного Московского центрального кольца. В 1914 году известная
кондитерская фирма «Эйнем» выпустила любопытную серию футуристических открыток «Москва будущего». Конечно, с высоты
сегодняшнего дня урбанистические фантазии неизвестного художника кажутся
наивными, однако, что-то ему удалось довольно точно предугадать – в частности, современные
очертания Лубянской площади. Полный комплект серии «Москва будущего», также известной под названием «Москва в
XXIII веке», стал одним из топ-лотов аукциона.
Облик двух столиц значительно
трансформировался за последнее столетие. В первую очередь это относится к
Москве, ряд улиц и площадей которой изменился до неузнаваемости в 1930-1940-
гг., во время реализации сталинского генплана реконструкции города.
Многие памятники архитектуры, «визитные карточки» города, такие как Сухарева
башня или Чудов монастырь в Кремле были уничтожены. Представленные в нашем
каталоге открытки дают возможность
увидеть старую Москву, почувствовать
колорит города «дяди Гиляя» и «Чистого
понедельника» Бунина. Не менее любопытны почтовые карточки, на которых
запечатлены интерьеры ресторанов,
крупнейшие рынки и типажи жителей города. Петербургские обыватели представлены открытками с работ Генриха
Гейслера и Мстислава Добужинского. Наконец, отметим почтовые карточки, на
которых запечатлен Таврический дворец и
заседания Государственной думы Российской империи.
К сожалению, невозможно в
рамках одного пресс-релиза подробно описать, а тем более достаточно полно
проиллюстрировать все достойное внимания, в связи с чем настоятельно
рекомендуем ознакомиться с электронным каталогом.
Предаукционная выставка
проходит с 13 июля по 24 июля с 12-00 до 20-00 по адресу: ул.
Садовая-Кудринская, 25 (кроме воскресенья).
Мы регулярно проводим
онлайн-торги. Следите за обновлениями на нашем сайте!
Аукционный дом и галерея
«Антиквариум» (в здании «Антикварного центра на Садовом»).
Телефон для
справок: +7(495) 374-5090
E-mail:
info@anticvarium.ru