Более двухсот автографов деятелей русской культуры, отмеченных
именами Александра Сухово-Кобылина, Ивана Бунина, Валерия Брюсова, Николая
Бердяева, Сергея Рахманинова, Сергея Эйзенштейна, Анны Ахматовой, Иосифа
Бродского, Генриха Сапгира, Сергея Довлатова, а также - впервые в России –
одного из самых известных «шестидесятников» Геннадия Шпаликова, представлены
в первой сессии аукциона.
Открывается каталог разделом «Петербургская коллекция»,
куда вошли не только искрипты известных представителей северной столицы, но и
несколько примечательных изданий, среди которых «Похождения Христиана
Христиановича Виольдамура и его Аршета…» В.И. Даля, составителя знаменитого
«Толкового словаря», «Первый цикл лекций» Н.Н. Пунина (обложка К.
Малевича) из библиотеки его соученика по Царскосельской гимназии Л.Е. Аренса, а
также полный комплект журнала «Русский современник» (1924) с первыми
публикациями Есенина, Цветаевой, Пастернака, Мандельштама, Ахматовой и др.
Особо стоит отметить одну из редчайших детских книг - «Сказку о военной
тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» Аркадия Гайдара с
иллюстрациями Владимира Конашевича (1933).
Настоящее украшение раздела - сборник "Кругозор" (1922) одного
из создателей и теоретиков символизма, поэта Валерия Брюсова с дарственной
надписью ведущему актеру Камерного театра Николаю Церетелли. Экземпляр сборника
хранился в двух собраниях, о чем свидетельствуют владельческие надписи и
экслибрисы, - музыканта, основоположника русской альтовой школы В.В.
Борисовского и известного петербургского библиофила А.В. Леонтьева-Истомина. К
символистской традиции принадлежат автографы трех стихотворений ученицы
Брюсова Надежды Павлович, в том числе посвященное Александру Блоку
(«Японский гром, развал Мессины…»), с которым автора связывали дружеские
отношения.
В "Петербургскую коллекцию" вошли автограф
финальной части стихотворения “Ночное посещение” Анны Ахматовой, а также
авторизованные ею машинописные экземпляры стихов -«Отрывок из дружеского
послания» и «Эпилог», собственноручные «беловики» стихов
Александра Кушнера «Быть классиком -
значит стоять на шкафу» и «Памяти И. Бродского», три сборника нобелевского
лауреата с его дарственными надписями и редкие фотографии Иосифа Бродского,
сделанные в Стокгольме в дни вручения Нобелевской премии, пять изданий прозы
Сергея Довлатова с его посвящениями, самиздатский экземпляр повести «Николай
Николаевич» и письмо ее автора Юза Алешковского, адресованное Владимиру
Уфлянду. Галерею фотопортретов и инскриптов ленинградских поэтов дополняют лоты
из архивов Льва Куклина и Аллы Минченко.
В разделе «Письма
и рукописи» стоит обратить внимание на собственноручные послания Корнея Чуковского, Александра Твардовского,
Константина Федина, Бориса Лавренева, Василя Быкова, а также на рукопись
очерка Константина Паустовского об Александре Грине. Примечательны письма
многолетнего друга Паустовского, архитектора-конструктивиста Михаила Синявского, относящиеся к
периоду его поступления в Императорскую академию художеств. Особого внимания заслуживает машинописный
экземпляр стихотворения «Поэт на рынке»
Евгения Евтушенко с его правками, дарственной надписью и
посвящением Маргарите Алигер. Большой
интерес представляют автографы выдающихся деятелей отечественной культуры,
значительная часть жизни которых прошла в изгнании— композитора Сергея Рахманинова, философа Николая Бердяева, журналиста и главного
редактора нью-йорской газеты «Новое русское слово» Андрея Седых, и кинематографистов советской эпохи Любови Орловой, Олега Ефремова и Никиты
Богословского.
Безусловный топ-лот раздела - рукопись стихотворения Геннадия Шпаликова «Когда спадет вечерний
шум…» (1972), посвященное
юной Татьяне Щербине и написанное в квартире ее родителей, где в ту пору нашел
пристанище бесприютный автор. Подчеркнем, что автограф сценариста «Заставы
Ильича» впервые представлен на отечественных аукционах.
Раздел «Советская
и постсоветская эпохи. Автографы» представлен ключевыми именами советской
литературы – Василия Князева, Эдуарда
Багрицкого, Евгения Долматовского, Павла Антокольского, Виктора Сосноры, Юрия
Нагибина, Варлама Шаламова, Владимира Маканина, Евгения Рейна, Беллы
Ахмадуллиной. Бахыт Кенжеев, Игорь
Губерман, Петр Вайль и Александр
Генис начинали творческую деятельность
еще в Советском Союзе, но наиболее полно раскрыли свой талант и получили
признание уже в эмиграции. Отметим несколько лотов, связанных со сценой в
широком смысле этого слова: «Аплодисменты»
прославленной киноактрисы Людмилы
Гурченко, рисунки многолетних цирковых партнеров Юрия Никулина и Михаила
Шуйдина, наконец, книга Николая Горчакова
о Евгении Вахтангове, примечательная почти сотней автографов выпускников
Щукинского училища 1960-х гг., среди которых известные актеры Борис Галкин и Александр Пороховщиков. Ценителям живописи следует обратить
внимание на малотиражное издание, посвященное крупнейшему отечественному
художнику Константину Юону с
дарственной надписью живописца и беллетризованное жизнеописание «грузинского Анри Руссо» Нико Пиросмани пера
художника-авангардиста и искусствоведа Кирилла
Зданевича.
В разделе «Бронзовый век. Не только автографы» графические
работы художника Анатолия Зверева соседствуют с рукописями трех его стихотворений
«Неистовство», «Расслабленность», «Наслаждение», фотографии поэтов Ольги
Седаковой, Виктора Кривулина, Аркадия Драгомощенко, Елены Шварц, Бориса
Констриктора с их инскриптами и письмами. К редчайшим экземплярам самиздата
относятся первый номер журнала «Трансподанс» с выполненными вручную
иллюстрациями его создателей Анны Таршис и Сергея Сигея, программы первых выступлений трансфуристов,
первый поэтический сборник «Куцая лира» и рукопись первого рассказа
рок-музыканта и прозаика Владимира Рекшана. Отдельного внимания заслуживает
предметы, связанные с именем Владимира Котлярова Толстого, - фотографии,
письма, каталоги и сборники, превращенные в артефакты, в том числе из собрания
его вдовы Людмилы Котляровой.
В раздел «Тамиздат»
вошли книги отечественных авторов, опубликованные на Западе, главным образом,
по цензурным причинам. Исключение в этом ряду — французское издание работы Семена Канатчикова, посвященной
восстанию на броненосце «Потемкин-Таврический» летом 1905 года. Экземпляр
примечателен дарственной надписью Сергея
Эйзенштейна, адресованной кинокритику и многолетнему главе архива
Французской Синематеки Лотте Эйснер. Литература первой волны
русской эмиграции представлена автографами Нобелевского лауреата Ивана Бунина, издателя журнала «Столица
и усадьба» Владимира Крымова, а
также первым изданием мемуарных очерков Владислава Ходасевича «Некрополь»,
одного из важнейших источников по культуре Серебряного века. Любопытны издания поэтов и прозаиков второй
волны эмиграции — Бориса Ширяева, Юрия
Иваска, Надежды Дисской, Георгия
Теславского, Владимира Самарина. Наконец, отметим книги авторов
третьей волны эмиграции: первое издание культового романа Эдуарда Лимонова «Это я, Эдичка» с автографом автора и полемический
ответ его бывшей супруги и музы Елены
Щаповой «Это я, Елена», а также «Visual Diary» их общего друга, еще со времен московской богемной
молодости, Вагрича Бахчаняна.
Девятитомная «Антология новейшей русской
поэзии у Голубой лагуны», вдохновителем и главным составителем которой
являлся Константин Кузьминский, и по
сей день остается наиболее полным и незаменимым источником по истории
неподцензурной отечественной поэзии второй половины минувшего столетия.
К сожалению,
невозможно в рамках одного пресс-релиза подробно описать, а тем более
достаточно полно проиллюстрировать все достойное внимания, в связи с чем
настоятельно рекомендуем ознакомиться с электронным каталогом
http://anticvarium.ru/auction/show/52
Предаукционная выставка проходит со 2
октября с 12.00 до 20.00 по адресу:
Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 25.
«Антикварный центр на Садовом» - Аукционный
дом и галерея «Антиквариум» (3 этаж).
Оставить заочный бид или заявку на
телефонные торги можно
по телефону +7 (495) 374 50 90,
на странице лота или по электронной
почте — info@anticvarium.ru
Заявки на
заочное участие и торги по телефону принимаются до 6 октября включительно.
Все
ориентировочные цены в каталоге указаны в рублях РФ.