Российская империя на аукционе 25 ноября

             Тридцать третий очный аукцион «Антиквариума» приурочен к столетней годовщине Октябрьской революции, события, - при всей полярности его оценок и неоднозначности трактовок,- ставшего водоразделом не только отечественной, но и мировой истории. Каталог разделен на две части: «дореволюционную» и «послереволюционную». Уверены, что широкий спектр тщательно подобранных предметов  привлечет коллекционеров самых разных направлений.  Торги состоятся в субботу, 25 ноября, в 14-00 по адресу: ул. Садовая-Кудринская, д. 25.

        Важную роль в первой части каталога мы отвели русской иконописи,  этому «умозрению в красках», по определению философа  Евгения Трубецкого. Самый ранний лот  относится к концу XVI-началу XVII столетия—«Сотворение Адама и Евы». Другие библейские сюжеты—«Покров Пресвятой Богородицы», «Неопалимая Купина», «Преображение Господне», «Воскресение Христово». Обратим внимание на иконы с изображением христианских святых и мучеников — Кирилла и Мефодия, Иоанна Богослова, Николая Чудотворца, Кирика и Улиты, девяти Кизических мучеников. Иконография Богоматери представлена почитаемыми образами Казанской, Иверской и Владимирской Божьей Матери. Большая часть шедевров русской иконописи датирована XIX столетием, высокохудожественные серебряные оклады выполнены лучшими мастерами— Николаем Дубровиным, Семеном Галкиным,  Александром Смирновым и др.  Особо отметим, что все иконы, вошедшие в наш каталог,  происходят из крупного, формировавшегося десятилетиями, собрания.

         Еще одна уникальная коллекция из известного собрания, ставшая подлинным украшением аукциона, — стекла XIX-начала XX века. Многие бокалы, фужеры и графины изготовлены на знаменитом Императорском стеклянном заводе, который производил «…художественные изделия для представления их к Высочайшему Двору и для пожалования различным лицам и учреждениям от высочайшего имени из Кабинета Его Величества». Остановим взор на одном из топ-лотов «декоративно-прикладной» части торгов—потрясающих парных кувшинах «Совы», продукции не нуждающегося в представлении дома Фаберже. Примечательны декоративные тарелки «2-й Уланский полк» и «Гренадерский полк Кайзера Франца». Они выпущены Императорским фарфоровым заводом в 1830-х гг., сюжеты декора заимствованы из книг  «Собрание мундиров Российской Императорской армии» и «Русская Императорская армия». Любопытный исторический факт: тарелки проходили высший «худсовет», сам император Николай I проверял правильность изображения деталей мундиров. Завораживают  кувшин и поднос, украшенные многоцветными эмалями по скани, исполненные в  мастерской Николая Алексеева.

       Холмогорская резьба по кости как промысел существует  около четырех столетий. Этим искусством занимались мастера из городка Холмогоры, что под Архангельском, и окрестных деревень. Их работы отличались отточенной техникой и  проработкой изображений с ювелирной тонкостью. Наглядно убедиться в этом позволяют два выдающихся образца творчества народных умельцев —«Прощание с императором Александром I» и «Тайная вечеря». На антикварном рынке костяные изделия такого высокого уровня практически не встречаются.

      В каталог аукциона вошли пять скульптур Евгения Александровича Лансере (1848-1886)— отца прославленных Зинаиды Серебряковой и Евгения Лансере, выдающегося мастера сюжетной пластической миниатюры, работы которого украшают  крупнейшие музеи и частные собрания. Одна из излюбленных тем  Лансере — лошади. Его композиции – своего рода динамичные рассказы о жизни кочевников, горцев, казаков и их верных четвероногих товарищей («Киргиз-охотник с беркутом», «Возвращение с поля крестьян», «Утрата товарища коня», «Черкес, скачущий на лошади»). Еще один ключевой мотив  творчества Лансере — историко-художественная реконструкция допетровской Руси.  На создание ряда работ скульптора вдохновил роман гр. А.К. Толстого «Князь Серебряный». К этому циклу относится представленная на аукционе фигура «Опричник» (Князь Вяземский). Также в «скульптурную» часть торгов вошли произведения  Василия Грачева и Альберта Вольфа.

       Из живописи и графики отметим миниатюры на кости с изображением известных исторических лиц – кн. Б.А. Голицына и гр. Г.Г. Орлова. Примечательны девять  хромолитографий с конными портретами императора  Николая II из серии «Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович в формах полков, где Его Величество состоит шефом и числится» (по рисункам Г.К. Бакмансона). Они были выпущены накануне коронационных торжеств ограниченным тиражом для приближенного к Российскому Императорскому дому круга лиц. Наконец, остановимся на рисунке «мирискуссника» Константина Сомова «Обнаженные женские фигуры», датированным 1916 годом.

    Перейдем к библиографическим редкостям и  книжным памятникам. Уникум петровской эпохи «Полидора Вергилия Урбинского восемь книг о изобретателях вещей» «…содержит в себе самые первые начала изобретенных вещей, встречающихся в свете». Первый отечественный учебник горного дела, принадлежащий перу Михаила Ломоносова, вышел в свет  за два года до кончины ученого-энциклопедиста. Редкое издание с множеством великолепных гравированных виньеток «Топографические примечания…» посвящено путешествию «матушки-императрицы» Екатерины II в Белорусское наместничество, состоявшееся в 1780 году. Парадный блеск и сцены повседневной жизни имперской столицы запечатлены в подарочном альбоме литографий «Воспоминание о Санкт-Петербурге», изданном  Александром Плюшаром в 1825 году. Одна из самых, в прямом смысле слова, монументальных книг XIX столетия (размер—90x70 см, вес более 25 кг!) «Описание священнейшего коронования Их Императорских Величеств Государя Александра Второго и Государыни Императрицы Марии Александровны всея Руси» вышла тиражом 200 (!) экземпляров. Роскошное издание «подносилось» сановникам и иностранным гостям, участвовавшим в церемонии коронации будущего «царя-освободителя». «История и памятники византийской эмали: Из собрания А.В. Звенигородского» — непревзойденный типографский шедевр всех времен и народов. Комплектные экземпляры на русском языке в хорошей сохранности являются чрезвычайной редкостью. Наш экземпляр (№70, Карла Васильевича Струве) – в коллекционной сохранности и более того — с портретом Александра Звенигородского, которые были приложены к считанным экземплярам для близкого круга ученого. Журнал «Столица и усадьба», полный комплект которого выставлен на торги, стал, по сути, первым отечественным «глянцем». Номера печатались с «особой роскошью» на лучших сортах мелованной бумаги. Однако, помимо светской хроники, в журнале публиковались серьезные работы по истории русского искусства, усадебной культуре и вопросам коллекционирования. Издателю Владимиру Крымову удалось привлечь к сотрудничеству крупных ученых: пушкиниста Н.О.Лернера, искусствоведов Г.К.Лукомского и И.И.Лазаревского, библиографа В.А.Верещагина. Венчают первую половину каталога, проводя символическую границу между  двумя его частями, редчайшие литографированные издания русских футуристов«Бух лесинный» Велимира Хлебникова и Алексея Крученых (оформление Ольги Розановой, Николая Кульбина и Алексея Крученых) и «Учитесь худоги» Алексея Крученых (оформление Кирилла Зданевича).


К сожалению, невозможно в рамках одного пресс-релиза подробно описать, а тем более достаточно полно проиллюстрировать все достойное внимания, в связи с чем настоятельно рекомендуем ознакомиться с электронным каталогом.

Предаукционная выставка проходит со 13  по 24 ноября с 12.00 до 20.00 по адресу:

Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 25.

«Антикварный центр на Садовом» - Аукционный дом и галерея «Антиквариум» (3 этаж).

 

Оставить заочный бид или заявку на телефонные торги можно

по телефону +7 (495) 374 50 90,

на странице лота или по электронной почте — info@anticvarium.ru

 

Заявки на заочное участие и торги по телефону принимаются до 24 ноября включительно.

Все ориентировочные цены в каталоге указаны в рублях РФ.