Тридцать третий очный аукцион «Антиквариума»
приурочен к столетней годовщине Октябрьской революции, события, - при всей
полярности его оценок и неоднозначности трактовок,- ставшего водоразделом не
только отечественной, но и мировой истории. Каталог разделен на две части: «дореволюционную»
и «послереволюционную». Уверены, что широкий спектр тщательно подобранных
предметов привлечет коллекционеров самых
разных направлений. Торги состоятся в
субботу, 25 ноября, в 14-00 по адресу: ул. Садовая-Кудринская, д. 25.
Важную роль в первой части каталога мы отвели русской иконописи, этому «умозрению в красках», по определению философа Евгения Трубецкого. Самый ранний лот относится к концу XVI-началу XVII столетия—«Сотворение Адама и Евы». Другие библейские сюжеты—«Покров Пресвятой Богородицы», «Неопалимая Купина», «Преображение Господне», «Воскресение Христово». Обратим внимание на иконы с изображением христианских святых и мучеников — Кирилла и Мефодия, Иоанна Богослова, Николая Чудотворца, Кирика и Улиты, девяти Кизических мучеников. Иконография Богоматери представлена почитаемыми образами Казанской, Иверской и Владимирской Божьей Матери. Большая часть шедевров русской иконописи датирована XIX столетием, высокохудожественные серебряные оклады выполнены лучшими мастерами— Николаем Дубровиным, Семеном Галкиным, Александром Смирновым и др. Особо отметим, что все иконы, вошедшие в наш каталог, происходят из крупного, формировавшегося десятилетиями, собрания.
Еще одна уникальная
коллекция из известного собрания, ставшая подлинным украшением аукциона, — стекла XIX-начала XX века.
Многие бокалы, фужеры и графины
изготовлены на знаменитом Императорском
стеклянном заводе, который производил «…художественные
изделия для представления их к Высочайшему Двору и для пожалования различным
лицам и учреждениям от высочайшего имени из Кабинета Его Величества». Остановим
взор на одном из топ-лотов «декоративно-прикладной» части торгов—потрясающих парных кувшинах «Совы», продукции не
нуждающегося в представлении дома
Фаберже. Примечательны декоративные
тарелки «2-й Уланский полк» и «Гренадерский полк Кайзера Франца». Они
выпущены Императорским фарфоровым
заводом в 1830-х гг., сюжеты декора заимствованы из книг «Собрание мундиров Российской Императорской
армии» и «Русская Императорская армия». Любопытный исторический факт: тарелки
проходили высший «худсовет», сам император Николай I проверял правильность изображения
деталей мундиров. Завораживают кувшин и
поднос, украшенные многоцветными эмалями по скани, исполненные в мастерской Николая Алексеева.
Холмогорская
резьба по кости как промысел существует около четырех столетий. Этим искусством
занимались мастера из городка Холмогоры, что под Архангельском, и окрестных
деревень. Их работы отличались отточенной техникой и проработкой изображений с ювелирной
тонкостью. Наглядно убедиться в этом позволяют два выдающихся образца
творчества народных умельцев —«Прощание
с императором Александром I»
и «Тайная вечеря». На антикварном
рынке костяные изделия такого высокого уровня практически не встречаются.
Из живописи и графики отметим миниатюры
на кости с изображением известных исторических лиц – кн. Б.А. Голицына и гр. Г.Г. Орлова. Примечательны девять хромолитографий с конными портретами императора Николая II из серии «Его Императорское
Величество Государь Император Николай Александрович в формах полков, где Его
Величество состоит шефом и числится» (по рисункам Г.К. Бакмансона). Они
были выпущены накануне коронационных торжеств ограниченным тиражом для
приближенного к Российскому Императорскому дому круга лиц. Наконец, остановимся
на рисунке «мирискуссника» Константина
Сомова «Обнаженные женские фигуры», датированным 1916 годом.
Перейдем к библиографическим редкостям и книжным памятникам. Уникум петровской эпохи «Полидора Вергилия Урбинского восемь книг о изобретателях вещей» «…содержит в себе самые первые начала изобретенных вещей, встречающихся в свете». Первый отечественный учебник горного дела, принадлежащий перу Михаила Ломоносова, вышел в свет за два года до кончины ученого-энциклопедиста. Редкое издание с множеством великолепных гравированных виньеток «Топографические примечания…» посвящено путешествию «матушки-императрицы» Екатерины II в Белорусское наместничество, состоявшееся в 1780 году. Парадный блеск и сцены повседневной жизни имперской столицы запечатлены в подарочном альбоме литографий «Воспоминание о Санкт-Петербурге», изданном Александром Плюшаром в 1825 году. Одна из самых, в прямом смысле слова, монументальных книг XIX столетия (размер—90x70 см, вес более 25 кг!) «Описание священнейшего коронования Их Императорских Величеств Государя Александра Второго и Государыни Императрицы Марии Александровны всея Руси» вышла тиражом 200 (!) экземпляров. Роскошное издание «подносилось» сановникам и иностранным гостям, участвовавшим в церемонии коронации будущего «царя-освободителя». «История и памятники византийской эмали: Из собрания А.В. Звенигородского» — непревзойденный типографский шедевр всех времен и народов. Комплектные экземпляры на русском языке в хорошей сохранности являются чрезвычайной редкостью. Наш экземпляр (№70, Карла Васильевича Струве) – в коллекционной сохранности и более того — с портретом Александра Звенигородского, которые были приложены к считанным экземплярам для близкого круга ученого. Журнал «Столица и усадьба», полный комплект которого выставлен на торги, стал, по сути, первым отечественным «глянцем». Номера печатались с «особой роскошью» на лучших сортах мелованной бумаги. Однако, помимо светской хроники, в журнале публиковались серьезные работы по истории русского искусства, усадебной культуре и вопросам коллекционирования. Издателю Владимиру Крымову удалось привлечь к сотрудничеству крупных ученых: пушкиниста Н.О.Лернера, искусствоведов Г.К.Лукомского и И.И.Лазаревского, библиографа В.А.Верещагина. Венчают первую половину каталога, проводя символическую границу между двумя его частями, редчайшие литографированные издания русских футуристов — «Бух лесинный» Велимира Хлебникова и Алексея Крученых (оформление Ольги Розановой, Николая Кульбина и Алексея Крученых) и «Учитесь худоги» Алексея Крученых (оформление Кирилла Зданевича).
К сожалению, невозможно в
рамках одного пресс-релиза подробно описать, а тем более достаточно полно
проиллюстрировать все достойное внимания, в связи с чем настоятельно
рекомендуем ознакомиться с электронным каталогом.
Предаукционная
выставка проходит со 13 по 24 ноября с
12.00 до 20.00 по адресу:
Москва, ул.
Садовая-Кудринская, д. 25.
«Антикварный центр на
Садовом» - Аукционный дом и галерея «Антиквариум» (3 этаж).
Оставить заочный бид
или заявку на телефонные торги можно
по телефону +7 (495)
374 50 90,
на странице лота или
по электронной почте — info@anticvarium.ru
Заявки на заочное участие и торги
по телефону принимаются до 24 ноября включительно.
Все ориентировочные цены в
каталоге указаны в рублях РФ.