Живопись и графика, редкие книги и автографы, открытки и фотографии на аукционах «Антиквариума» 23 июня

Живопись Петра Кончаловского, Игнатия Нивинского,  Николая Карахана и Константина Батынкова, графика Мстислава Добужинского, Ильи Глазунова, Анатолия Зверева и Вагрича Бахчаняна, автографы Николая Асеева, Ильи Эренбурга, Николая Заболоцкого, Евгения Евтушенко,  Андрея Вознесенского и Владимира Высоцкого,  уникальные предметы из архива маршала СССР Андрея Гречко, редчайшие периодические издания, детские книги и  библиофильские жемчужины вошли в коллекцию двух очных аукционов «Антиквариума», которые состоятся в ближайшую субботу. Торги состоятся 23 июня в 12-00 по адресу: ул. Садовая-Кудринская, д.25 («Антикварный центр на Садовом», большой аукционный зал).

            В коллекции 40-го аукциона — живопись и графика отечественных и европейских мастеров, художественные фотографии,  лубки и плакаты. Стартовая цена многих лотов составила символические 3 рубля, что дарит участникам поистине уникальную возможность — приобрести настоящие шедевры за совершенно смешные деньги! 

            Каталог открывает печатная графика XVIII-XIX веков.  Несомненный исторический интерес являют портреты правителей России — Анны Леопольдовны (гравюра Жан-Мартена Бернигерота с живописного оригинала Луи Каравака), Александра I (гравюра на меди, изданная в Англии в 1815 году в типографии Ричарда Эванса), цесаревича Александра Николаевича, будущего Александра III (литография, изданная в Париже в 1870-х гг. знаменитой фирмой Lemercier&C). Поистине завораживает ювелирная проработка  тончайших деталей на великолепных офортах певца русской природы Ивана Шишкина. Ценителям эротического искусства предлагаем гелиогравюры Генриха Лоссова.

            Следующий тематический блок включил живопись и графику первой половины XX столетия. Нельзя обойти стороной уникальные лоты, связанные с театром — эскизы костюмов Алексея Васнецова к «Вертеру», одной из первых постановок (1923 год) оперно-драматической студии Константина Станиславского. Эскизы завизированы выдающимся режиссером и содержат его  комментарии. Игнатий Нивинский по праву считается крупнейшим рисовальщиком своей эпохи. Убедиться в этом позволяют две графические работы мастера, украсившие аукционную коллекцию—«Обнаженная натурщица» и «Обнаженный натурщик». Нивинский-живописец представлен солнечной  «Венецией», написанной в начале 1900-х гг., во время поездки молодого художника на землю Веронезе и Тициана. Итальянскую тему каталога продолжают блестящие  рисунки «мируискуссника» Мстислава Добужинского — «Венеция» и «Флоренция», датированные началом 1920-х гг.  Примечательны три акварели  иллюстратора русских сказок и детской литературы  Бориса Зворыкина из  известной серии «Картинки для малышей».  Несомненным топ-лотом торгов стал «Портрет Валентины Даниловой» кисти Петра Кончаловского (1937).

            Расскажем о живописи и графике второй половины минувшего столетия. Прекрасные пейзажи продолжателей  традиций русской реалистической школы —Николая Сергеева, Михаила Кугача, Николая Крапивина, Александра Быкова, Владимира Борисова, Александры Кольцовой-Бычковой — могут стать хорошим решением для оформления интерьера. Любопытны произведения советских мастеров, значительную роль в творческой биографии которых сыграла Средняя Азия, — Михаила Есина, Николая Карахана, Валентина Фадеева. Обратим внимание на две пастели Ильи Глазунова — «Женский портрет» и «Пейзаж с церковью» (на обороте работ—дарственные надписи художника). Отметим произведения  ключевых представителей советского неофициального искусства: виртуозный «Портрет Оксаны Асеевой» работы Анатолия Зверева, графику Анатолия Слепышева, Александра Сухолита, Натальи Корниловой, концептуальные  коллажи Вагрича Бахчаняна.

            Выставленные на торги лубки и плакаты отражают драматичный и переломный период отечественной истории — от Первой Мировой войны до конца 1920-х гг.  Наконец, остановим взор на двух объектах современного фотографа-художника Влада Корола, работающего в уникальной авторской технике.

            В коллекции 41-го аукциона—антикварные издания самой разной направленности, фотографии, периодика, материалы из личных архивов. «Редкие и ценные книги» по традиции открывают каталог. «Служебник» (1655)  стал первой книгой, исправленной патриархом Никоном после  знаменитого Московского Собора 1654 года.  Из других изданий религиозной и церковной тематики отметим «Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви» епископа Филарета (1864), исследование Николая Реутского «Люди божьи и скопцы» (1872), нареченный современниками «теорией восточного папизма»  труд  Николая Барсова «Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью» (1878). Коллекцию аукциона украсили прекрасные образцы детской книги Страны Советов (1920-1930-е гг.), продукты совместного творчества замечательных писателей и художников: «Как примус захотел Фордом сделаться» Николая Агнивцева, «Железо» и «Топор» Михаила Фромана, «Весной» В. Симушенко, «Багаж» и «Пудель» Самуила Маршака с рисунками  Владимира Лебедева, классическое издание  «Мойдодыра» Корнея Чуковского, проиллюстрированное Юрием Анненковым, наконец, рассказ  летчика Георгия Байдукова  о легендарном беспересадочном перелете Москва - Северный полюс - Ванкувер с рисунками Александра Дейнека.

Широк выбор исторической литературы:  первая биография Павла I (1805), принадлежащая перу  Георга Фрайхерна фон Танненберга, немецкого барона, служившего при русском дворе, редчайшее «Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний» (1809), «Жизнь графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского» С.И. Ушакова (1811), первое («герценовское») издание скандальных «Записок» Екатерины Великой (1859), фундаментальная «История Византийской империи»  Федора Успенского (1913), знаменитая «Российская родословная книга» кн. Петра Долгорукова (1854-1857), наконец, тома «Общего Гербовника Дворянских родов Всероссийской империи» (1803-1840). Среди  книг на иностранных языках, посвященных истории России, выделим «Подлинное и обстоятельное описание Ледяного дома и всех находившихся в нем домовых вещей и уборов»  Георга Вольфганга Крафта (1741) и  мемуары наполеоновского бригадного генерала Филиппа-Поля де Сегюра (1827), большим поклонником которых являлся Лев Толстой, использовавший их во время работы над бессмертной «Войной и миром». Собирателям книг по искусству предлагаем редко встречающийся в полном комплекте «Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования» (1864-1887),  актуальную и по сей день монографию Алексея Вышеславцева о Рафаэле (1894), «Историю живописи» Рихарда Мутера (1914), оказавшую заметное влияние на отечественных критиков, близких к «Миру искусства». Радуют глаз альбомы прославленных живописцев и графиков—Ивана Айвазовского, Константина Сомова,  Ивана Павлова, Константина Юона, Георгия Верейского.  «Книга Маркизы» Константина Сомова (1918) по праву считается непревзойденным шедевром русской книжной графики. 

            Художественная литература представлена именами Алексея Плещеева, Леонида Андреева, Алексея Ремизова (в т.ч. такой библиографической редкостью, как «Царь Додон»(1920)), Ильи Эренбурга, Бориса Пастернака, Андрея Белого, Николая Агнивцева. Не нуждаются в излишних представлениях знаменитые иллюстрированные издания XIX столетия:  детище неутомимого Александра Смирдина «Сто русских литераторов» (1839-1845) и «Физиология Петербурга» (1844-1845), программный сборник литераторов «натуральной школы», вышедший под редакцией Николая Некрасова.

 

            В разделе «Тамиздат» собрана литература политической, исторической и религиозной тематики, по цензурным соображениям не издававшаяся в СССР, — в частности, «Святой Филипп» Георгия Федотова, «Письма императрицы Александры Федоровны к императору Николаю II» (в переводе Владимира Набокова-отца), «ВКП. Десять лет коммунистической монополии» Семена Португейса,  «Кадеты и юнкера» Анатолия Маркова.

            Раздел «Автографы» включил  инскрипты  ключевых деятелей отечественной культуры XX века. Обратим внимание на четырехтомник Николая Асеева с двумя  дарственными надписями—поэту Семену Кирсанову и его супруге Клавдии.  Русская опера и балет устойчиво ассоциируются с именами Федора Шаляпина и Галины Улановой, автографы которых, несомненно, привлекут внимание ценителей прекрасного. Примечательно малотиражное издание «Господина Бержере у Старицына» искусствоведа Абрама Эфроса  с инскриптом  философу и переводчику Густаву Шпету. Советская литература представлена автографами Ильи Эренбурга, Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы, Николая Заболоцкого, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Николая Глазкова и др. Безусловным топ-лотом  аукциона стала рукопись сценария  невоплощенного фильма Сергея Параджанова «Чудо в Оденсе» (1973) о Гансе-Христиане Андерсене. Съемки фильма, в котором должны были играть Юрий Никулин и Сергей Бондарчук, не были запущены из-за ареста режиссера. Также обратим внимание на характерную фотографию Владимира Высоцкого с его рукописным напутствием  и пластинку Андрея Миронова, подписанную выдающимся актером.

 

            Любителям военной истории предложены предметы из архива маршала, министра обороны СССР Андрея Гречко, в числе которых—не имеющие аналогов подносные фотоальбомы и парадное издание о Великой Отечественной войне — «Борьба за Ленинград. Летчики» с автографом генерал-полковника авиации Степана Рыбальченко.

 

            Раздел «Периодические и листовые издания» содержит уникальную коллекцию газет, отражающих важные  события отечественной истории прошлого столетия: убийство премьер-министра Петра Столыпина, революции и Гражданскую войну, смерть и похороны Владимира Ленина, внутрипартийную борьбу,  печально известные процессы 1930-х гг. В подборках встречаются крайне редкие провинциальные издания, практически отсутствующие на антикварном рынке.

 

            Яркое представление о культуре «Бронзового века» дают предметы из архива Людмилы Котляровой—вдовы легендарного художника, родоначальника «вивризма» Владимира Котлярова-Толстого: редкие фотографии, афиши выставок андеграундных художников, печатные издания. Большой интерес представляет  фотография патриарха советского неофициального искусства Евгения Кропивницкого с его автографом (автор снимка—знаменитый фотограф Владимир Сычев). 

            Невыполнимая задача - в рамках одного пресс-релиза подробно описать, а тем более достаточно полно проиллюстрировать все достойное внимания, в связи с чем настоятельно рекомендуем ознакомиться с электронной версией   на сайте  и приглашаем на предаукционную выставку, которая открыта по 13   по 22 июня с 12-00 до 20-00 (кроме воскресенья; в субботу—до 18-30) по нашему адресу:

Москва, улица Садовая-Кудринская, д. 25, «Антикварный центр на Садовой», 3-й этаж,

галерея Аукционного дома “Антиквариум” (офис 205).

Оставить заочный бид или заявку на телефонные торги можно:

- по телефону +7 (495) 374-5090

- на странице лота или по электронной почте info@anticvarium.ru

Заявки на заочное участие и торги по телефону принимаются до 22 июня включительно.

 

Участвовать в аукционе онлайн можно на интернет-площадках Bidspirit.com и Smartauctions.ru

Все ориентировочные цены в каталоге указаны в рублях РФ.