Кумиры XX века на аукционе «Антиквариума» 14 июля.

 Рукописи сценариев Сергея Параджанова, автографы стихотворений Александра Галича и Булата Окуджавы, инскрипты Виктора Шкловского, Геннадия Шпаликова, Евгения Евтушенко, Иосифа Бродского, Виктора Кривулина, живопись и графика Дмитрия Стеллецкого, Алексея Пахомова, Меера Аксельрода, Евгения Кропивницкого, Анатолия Зверева, Евгения Михнова-Войтенко,  фотографии звезд отечественного кинематографа и ведущих представителей ленинградского андерграунда вошли в коллекцию "Кумиры ХХ века". Аукцион состоится в субботу, 14 июля, в 14-00.

В начальном разделе «Автографы» собраны  уникальные материалы из частных коллекций нескольких поколений русской интеллигенции. Открывает каталог архив Надежды Фридланд-Крамовой—поэтессы и актрисы, матери писательницы и переводчицы Людмилы Штерн. Гостеприимная ленинградская квартира Надежды Филипповны была не только  средоточием литературной жизни, но и – для младших современников — мостом между 1960-1970-ми  и Серебряным веком и авангардными 1920-ми. В молодости  Фригланд-Крамова близко общалась с ОПОЯЗовскими кругами, что  отражено в каталоге отроческой фотографией всемирно известного лингвиста Романа Якобсона и рукописью его неопубликованного, на редкость страстного, стихотворения, забавными автографами  Виктора Шкловского на подаренных Фригланд-Крамовой книгах. Ценность музейного значения являет поэтический сборник Константина Липскерова «Песок и розы», надписанный автором Лиле и Осипу Брикам. Наконец, обратим внимание коллекционеров на рукописи неопубликованных стихотворений самой Надежды Филипповны и ее фотографии, разделенные большим историческим промежутком—от фотопортрета в спектакле «Вольная комедия» (1922) до домашнего снимка с Иосифом Бродским в Нью-Йорке (1990-е). В архиве «тихого лирика» Владимира Соколова отметим тетради его юношеских стихотворений, инскрипты и письма  друга поэта— Евгения Евтушенко. Наталья  Рязанцева, автор сценариев  шедевров советского кино  —«Крыльев» Ларисы  Шепитько, «Долгих проводов» Киры Муратовой и ряда  других, несомненно, одна из самых одаренных и ярких женщин Оттепели, словно магнитом притягивавшая к себе талантливых и неординарных личностей, в судьбе которых ей суждено было сыграть немаловажную роль. В коллекции аукциона—трогательный автограф её первого мужа, сценариста и режиссера Геннадия Шпаликова на книге «Новое о Маяковском», характерная фотография Шпаликова, рукописи неопубликованных стихотворений Александра Галича, посвященных Рязанцевой. Кинематографическая линия нашей коллекции получает продолжение в фигуре выдающегося режиссера, столпа советской «новой волны», человека огромного дарования с трагической судьбой—Сергея Параджанова.  Безусловными топ-лотами каталога стали три  рукописи сценариев Сергея Иосифовича. Пронзительная «Исповедь» была написана им в 1969 году во время тяжелейшей болезни и являлась любимейшим замыслом режиссера, который вернулся к нему на закате жизни, но, к несчастью, не успел реализовать. Не была снята и новогодняя сказка «Чудо в Оденсе» по мотивам биографии и произведений Ганса-Христиана Андерсена с Юрием Никулиным в главной роли. Работа над уже запущенным в производство фильмом была прервана из-за ареста Параджанова и последующего судебного процесса. Наконец, третий лот  архива — черновик документального фильма «Пектораль».  Ольга Батракова стала первой московской любовью Булата Окуджавы после его переезда из Калуги. Их роман (1959-1960 гг.) был платоническим, но оттого  не менее пылким и драматичным. В этот период  Булат Шалвович переживал настоящий поэтический подъем и написал ряд великолепных лирических стихотворений, вдохновленных Батраковой.  Коллекционерам предложены рукопись неопубликованного стихотворения «Сколько злого в твоем характере…»,  машинописи ряда стихотворений знаменитого барда  (в т.ч. неопубликованных) с  авторской правкой, любопытнейшие письма поэта из Ленинграда с интересными наблюдениями над повседневной жизнью литературных кругов города на Неве, полные, подчас, колких замечаний. Нельзя обойти стороной два поэтических сборника Окуджавы, подаренных  своей музе с неизменной «тридцатилетней любовью». Интересны фотографии Владимира Набокова, Иосифа Бродского, Михаила Барышникова, инскрипты Евгения Рейна, Иосифа Бродского, Анатолия Наймана из собрания журналиста и фотографа Натальи Шарымовой. Один из ведущих прозаиков третьей волны эмиграции Сергей Довлатов представлен машинописным письмом с подписью  к Ольге Ляэур, редактору издательства «Советский писатель». Наконец,   архив поэта Зиновия Вальшонка  включил письма Павла Антокольского, Бориса Полевого, Степана Щипачева, Давида Самойлова, книги с автографами Арсения Тарковского, Михаила Дудина, Константина Ваншенкина и др.

Охвативший более чем вековой период раздел «Поэты и художники» открывает  портрет художника и скульптора, адресата многих стихотворений Анны Ахматовой Бориса Антрепа работы Дмитрия Стеллецкого. Любителям детских  изданий  предложен эскиз иллюстрации Алексея Пахомова к стихотворению  Самуила Маршака «Мяч», а также  книги  Генриха Сапгира, оформленные Виктором Пивоваровым, Олегом Васильевым и Эриком Булатовым. Радуют глаз импрессионистический портрет поэта Льва Озерова кисти Меера Аксельрода, классический «Вечерний пейзаж» крестного отца советского нонконформизма Евгения Кропивницкого, изящные рисунки первой жены Ивана Билибина и возлюбленной Даниила Хармса  Рене Коннель-Михайловской. Несколько примечательных лотов связаны с Евгением Михновым-Войтенко: графические работы и фотографии, запечатлевшие творческий процесс и повседневную жизнь  художника-«беспредметника».    Советское неофициальное искусство трудно представить без имен Анатолия Басина, Бориса Кочейшвили, Вячеслава Михайлова, Игоря Ворошилова, Владимира Яковлева, Виталия Комара и Александра Меламида,  чьи работы, безусловно, украсили коллекцию.  Несомненным топ-лотом  является великолепный «Портрет Марианны Соколовой-Роговской» работы не нуждающегося в представлениях Анатолия Зверева. Экспрессивный образ поэта Олега Охапкина, одного из теоретиков концепции Бронзового века русской культуры,  создан  Натальей Жилиной, матерью родоначальника «митьков» Дмитрия Шагина. Это содружество писателей и художников представлено авторскими книгами и графикой самого Шагина, Владимира Шинкарева, Виктора Тихомирова, Василия Голубева, супругов Ольги и Александры Флоренских. Московский андеграунд отражен самобытной группой литераторов-метаметафористов  ДООС, у истоков которой стояли Константин Кедров, Елена Кацюба, Александр Чернов, Алексей Парщиков и Ольга Свиблова. В каталоге—малотиражные сборники «доосовцев», номера «метагазеты поэтов и для поэтов»  «Поэзия», фотографии, автографы графической поэзии Кедрова, прекрасно отображающие характерные для поэтики ДООСа  метаметафоруиероглифичность,  палиндронавтику.  Остановимся также на изданной Виктором Гоппе в 10 экземплярах «Книге почета»  с автографами Константина Кедрова и Александра Еременко. Виктор Гоппе известен не только как   мастер livre d'artiste, но и как автор скульптур и арт-объектов. Эту грань его дарования  раскрывают, вошедшие в каталог аукциона,  букенд, колоритные портреты Фазиля Искандера, Светланы Литвак и Всеволода Емелина, а также оригинальный подарок для писателя— сундучок для рукописей.

В  «Бронзовом веке» выделим личное дело диссидента Андрея Амальрика, автограф  стихотворения Генриха Сапгира, редкие фотографии погибшего в расцвете сил ленинградского поэта  Леонида Аронзона, которого современники зачастую противопоставляли будущему «нобелиату» Иосифу Бродскому, письма и книги с дарственными надписями ключевых фигур неподцензурной словесности —Аркадия Драгомощенко, Виктора Ширали, Василия Филиппова, Виктора Кривулина, Бориса Гребенщикова.

Завершающий каталог раздел «Фотографии» довольно пестр по своему составу. Первую часть образовали снимки всенародно любимых артистов театра и кино—Вячеслава Тихонова, Анатолия Папанова, Валерия Золотухина, Людмилы Чурсиной, Леонида Филатова и др. Вторая часть связана с неофициальной культурой Ленинграда 1960-1980-х гг. Нельзя обойти стороной снимки  поэта Виктора Кривулина и художника Александра Арефьева работы Бориса Смелова, одного из наиболее примечательных художников ленинградского фотоандеграунда,  автопортрет Владимира Окулова, фотографии  Славы Михайлова, Геннадия Приходько, Николая Матренина и Вадима Филимонова.  Венчают коллекцию психологические фотопортреты Булата Окуджавы и Бахыта Кенжеева работы известного современного фотографа Александра Тягны-Рядно из серии «Homoscriptus».

 

Невыполнимая задача - в рамках одного пресс-релиза подробно описать, а тем более достаточно полно проиллюстрировать все достойное внимания, в связи с чем настоятельно рекомендуем ознакомиться с электронной версией   на сайте  и приглашаем на предаукционную выставку, которая открыта по  4  по 13 июля с 12-00 до 20-00 (кроме воскресенья; в субботу—до 18-30) по нашему адресу:

Москва, улица Садовая-Кудринская, д. 25, «Антикварный центр на Садовой», 3-й этаж,

галерея Аукционного дома “Антиквариум” (офис 205).

Оставить заочный бид или заявку на телефонные торги можно:

- по телефону +7 (495) 374-5090

- на странице лота или по электронной почте info@anticvarium.ru

Заявки на заочное участие и торги по телефону принимаются до 13 июля включительно.