Магия Sanki
Валентин Самарин—один из интереснейших фотографов современности. Его снимки не просто фиксируют реальность, но стремятся отобразить ее иное, метафизическое измерение, лежащее за гранью видимого материального. Казалось бы, фотография менее всего подходит для выполнения этой задачи, в отличии от литературы, кино и,конечно же, музыки. Но Валентину Самарину она "оказалась по зубам". В 1970-х годах он предложил технику фотографии, которую назвал Sanki и охарактеризовал как «возможность видения другой реальности». Sanki, по определению автора, — «это таинство старой серебряной фотографии, метаморфозы энергетических проекций, невидимых в нормальной фотографии, метафизика невидимых проекций Света и Тени спиритуального мира человека, его страстей». Само слово «sanki» позаимствовано из книги о древнекитайской философии «Сенс-энергетика».
"В девять лет я получил в подарок от отца «Фотокор», старую камеру, популярную в 1930-е годы—вспоминает мастер об истоках своего творчества— Съемка осуществлялась на пластинках. Однажды мне пришло в голову сделать снимки отца и матери на разных сторонах одного негатива и так свести их в одном несуществующем пространстве. Фотография получилась удивительная: отец там сидит и курит сигарету, а мать стоит возле него, будто они так и позировали. Эту историю можно назвать началом моих Sanki, где действительность также преломляется и предстает в непривычном виде. Серьезным исследованием вариативности сущего я занялся в начале 1960-х в сумасшедшем доме, делал там первые абстракции из подручных средств, остававшихся от переплетных работ. Именно тогда я стал искать иную, истинную природу вещей, выходить за рамки привычного восприятия мира, экспериментируя с визуальным искусством». Сам процесс создания метапортретов для Самарина чем-то сроден с алхимическими практиками : "Основывается эта работа исключительно на чутье. Я никогда не просчитываю растворы, не взвешиваю химикаты. Всегда нужно давать место случаю. Если же я начну продумывать, планировать и осознанно придавать изображению определенный цвет, то потеряю нечто существенное. Поймать поток крайне важно как в искусстве, так и в жизни".
В коллекции нашего субботнего аукциона представлены фотографии Валентина Самарина, которые, без преувеличения, можно назвать энциклопедией третьей волны русской эмиграции. На снимках запечатлены Наталья Медведева, Владимир Котляров-Толстый, Мстислав Ростропович, Алексей Хвостенко и многие другие.