Одним из топ-лотов
наших юбилейных торгов стал полный комплект из 31 иллюстрации Алексея Пахомова к повести
Николая Тихонова «От моря до моря». Филигранные рисунки относятся к раннему
периоду творчества художника, времени стилистических экспериментов и напряженных
поисков собственного языка. Они были
закончены осенью 1925 года и показаны на
отчетной выставке в Академии художеств, а уже в следующем году увидела свет
украшенная ими повесть Николая Тихонова.
Примечательно, что после
переиздания в 1928 году книга в подобном
оформлении больше не выпускалась.
Представленные
иллюстрации — один из первых опытов Алексея Федоровича Пахомова (1900-1973) в
книжной графике, виде искусства, принесшим
художнику поистине мировое признание. С его именем, наряду с именами Владимира Конашевича, Веры Ермолаевой,
Николая Тырсы, Константина Рудакова и, конечно же, Владимира Лебедева связан «золотой век» ленинградской детской книги. Лебедев—один
из учителей Пахомова, у которого тот учился самом начале двадцатых,— в 1924
году возглавил художественную редакцию
детского отдела Госиздата. Художник Валентин Курдов писал, что «детская
литература времен “Мира искусства” уже не соответствовала новым задачам
послереволюционной России. Надо было искать иные пути, иных авторов — писателей
и художников». Эту трудную задачу и удалось выполнить Владимиру Лебедеву. С
большим, улавливающим самые тонкие нюансы,
вниманием он начал подбор одного за другим нужных ему для дела
художников, строго учитывая индивидуальные особенности каждого. Лебедев, по
словам Курдова, «… из каждого художника, с которым он сталкивался, как
редактор, хотел извлечь то, что этот художник лучше всего знает и любит».
Именно у Лебедева Пахомов заимствовал лаконичность образов, четкость силуэтов и
выразительность линий.
Детский отдел
ленинградского Госиздата—не только место выпуска абсолютно новаторских детских
книг и журналов, но и особая среда, сыгравшая значительную роль в истории
отечественной культуры. Редакция, располагавшаяся в знаменитом здании бывшей
компании «Зингер» на Невском проспекте, была своеобразным литературным клубом.
Детская литература давала единственную возможность заработка для поэтов и
писателей, не вписавшихся и не желавших вписываться в «пролетарскую культуру».
Прежде всего, речь идет об обэриутах. Самуил Маршак, литературный редактор
детского отдела, привлек к сотрудничеству в журналах «Чиж» и «Еж» Александра
Введенского, Николая Заболоцкого, Николая Олейникова, Даниила Хармса. Абсурдистская
манера обэриутов была очень похожа на игру в «нескладушки» ребенка «от трех до
пяти», а веселый фантастический мир их произведений, не содержащий никакой
«идейности», невероятно увлекал.
«Ленинградская
вольница» поэтов и художников была разгромлена в 1936 году, когда на полосах
центральных газет появились статьи с говорящими сами за себя названиями— «О
художниках-пачкунах» и «Мазня вместо рисунков. Формалистическим выкрутасам не
место в детской книге». В следующем 1937 году арестуют редактора «Чижа» и «Ежа»
Николая Олейникова. Позднее НКВД «придет» за
Введенским, Хармсом и Заболоцким— первые двое умрут в заключении, а
третий выйдет из лагерей в 1944 году. Самуил Маршак переедет в Москву совсем, Владимир
Лебедев — временно. Показательный разгром лучшего детского издательства наложит
отпечаток на дальнейшую жизнь уцелевших
сотрудников, а страх быть обвиненным в
формализме скажется на художественной манере, которая станет более
«приглашенной», далекой от смелых экспериментов молодости. Алексей Пахомов
только в начале 1960-х годов вернется к своим наработкам 1920-х годов. Толчком к этому послужила прошедшая в 1961
году в Русском музее юбилейная персональная выставка, на которой большой
интерес вызвали ранние работы художника.
Увидеть интереснейшие
рисунки Алексея Пахомова, до сей поры известные лишь довольно узкому кругу
специалистов, можно на предаукционной выставке, которая проходит в залах
аукционного дома и галереи «Антиквариум» на Садовой-Кудринской, 25.