В мире "панического реализма"

Петр Беленок (1938-1991) в шутку (или нет) называл свой стиль "паническим реализмом". В его работах доминирует мотив катастрофического космического явления, несоизмеримого с человечками, захваченными его волной, которые его либо созерцают, либо убегают от него в панике. Некоторые искусствоведы полагают, что "духом" творчества Беленка является предчувствие техногенных катастроф, подобной аварии на Чернобольской АЭС.

Интересен путь Петра Беленка к обретению своего неповторимого почерка. Закончив Киевский государственный художественный институт, он стал успешным скульптором-монументалистом, работавшим над памятниками "вождям и героям". Беленку не было еще и тридцати лет, когда у него появилась своя мастерская в городе Ровно и штат из нескольких помощников. Однако, в 1967 году он неожиданно для многих отказался от успешной карьеры официального скульптора, обещавшей все, но отнимавшей самое главное — творческую свободу, и переехал в Москву. Вместо просторной мастерской его ждал сырой подвал на Абельмановской, у метро «Пролетарская». Вместо очереди заказчиков — скудные, чуть ли не раз в год, заказы от худкомбината. «Худой, не по возрасту лысый, ему 34 года — таким увидел его Эдуард Лимонов — Беден Петька до ужаса — одежда одна рвань, обноски приятелей, последние годы ему работу в скульптурном комбинате почти не дают. В 1973 году он за весь год заработал на комбинате 216 рублей (!). Изредка разве продаст картину иностранцу, которого приведет кто-то из друзей». Но именно в этой нищете и неустроенности родился самобытнейший живописец-нонконформист, участник главных выставок в истории неофициального искусства. Чтобы иметь средства к существованию, Беленку пришлось вернуться к тому, от чего он бежал. Вспоминает Анатолий Брусиловский: «Для заработка он ваял “Ильичей”, а для души писал абстракции с включением коллажа — несущиеся в вихре фигурки людей, то ли гибнущие в шквале стихий, то ли спасающиеся бегством. Экспрессивные черно-белые абстракции вызывали сильное ощущение конца света… В подвальной мастерской (очевидно, бывшей котельной) стояли грузные, еще недоделанные идолы “Лениных” — источник заработка, средств для существования для семьи. Среди них — контрастом — петины почти монохромные большие работы. Он нашел свою запоминающуюся манеру и тему, психологически очень созвучную тогдашнему нашему настроению. Я предложил Пете назвать свое направление — катастрофизмом…» Именно эти работы обессмертили имя художника. Вряд ли сейчас кто-нибудь вспомнит скульптора Беленка, автора каноничных и безликих памятников, но интереснейшего живописца Беленка знают и ценят очень многие. Его тревожный, подвижный, экспрессивный мир, в котором царствует хаос, очень близок современному зрителю. Произведения практически полувековой давности никак не утратили своей актуальности, но, напротив, с годами обретают все новые и новые смыслы.

Одним из топ-лотов нашего аукциона стала "фирменная" работа Петра Беленка "Поток" (1971), подаренная художником поэту Генриху Сапгиру.