Редкие книги, автографы, самиздат и неофициальное искусство из частных собраний и личных архивов в коллекции 54-го аукциона:
- Уники XVIII столетия и легендарные «Византийские эмали»,
- автографы Леонида Андреева,
Константина Бальмонта, Нины Берберовой, Иосифа Бродского, Сергея Довлатова,
Евгения Рейна, Дмитрия Бобышева, Анатолия Наймана, Генриха Сапгира, Алексея
Хвостенко,
- живопись и графика Валентины
Ходасевич, Дмитрия Митрохина, Анатолия Слепышева, Олега Григорьева, Глеба
Богомолова, Генриха
Худякова, Вагрича Бахчаняна, Вячеслава Сысоева, Феликса Волосенкова, художников арефьевского круга и группы «Митьки»,
- самиздат и рукописи представителей неофициальной культуры Ильи Кабакова,
Дмитрия Пригова, Льва Рубинштейан, Виктора
Кривулина, Ольги Седаковой, Татьяны Щербины, Ры Никоновой, Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова.
В открывающем каталог разделе «Редкие и ценные книги» - рукописные
уникумы XVIII
столетия - «Ирмолой», (…) написанный
трудом Харьковских училищ ученика школы философии Стефана Камянского в селе
Деркачах близ города Харькова состоящом» (1765) и один из первых списков
трагедии Александра Сумарокова «Семира»,
отличающийся от каноничной версии. Конволют исторических документов (1783-1843), в числе
которых — манифесты Александра I времен Отечественной войны и заграничных походов русской армии. Первый полный перевод Нового завета, изданный
в 1823 году Российским библейским обществом. Непревзойденный
типографский шедевр - «История и памятники византийской эмали: Из собрания
А.В. Звенигородского» (1892). Фундаментальный «Подробный словарь русских гравированных
портретов» Дмитрия Ровинского (1886-1889). Богато иллюстрированные десять книг естественнонаучных трудов А. Брэма, Ф. Ратцеля, А.
Ранке и др. из серии «Вся природа».
Периодические издания - «Санкт-Петербургский
Меркурий» (1793), «Отечественные
записки» (1823), последние номера «Московского телеграфа» (1834),
закрытого по распоряжению Николая I, подборка журналов «Вокруг света»
и «Природа и землеведение» (1862-1868),
а также подшивка одного из главных «толстых» советских журналов «Новый мир» (1936-1937), с публикациями
затем репрессированных авторов.
Среди изданий Серебряного века отметим дебютный сборник
стихов Константина Липскерова «Песок и
розы» (1916) с дарственной надписью автора, адресованной Лиле и Осипу Брикам,
«Солнце»
Владимира Маяковского с иллюстрациями Михаила Ларионова (1923), «Снежную
маску» Александра Блока (1907), наконец,
поистине библиофильскую жемчужину — четыре стеклографированных сборника «Турнир поэтов» с автографом
составителя Алексея Крученых (1928-1934).
В «Петербургской
коллекции» — письмо Леонида Андреева
(1909) и записи Константина Бальмонта
(1910-е), касающиеся его переводов Калидасы. Рукописные поэтические сборники Ольги
Протопоповой (1920-1930-е), литературная мистификация - «Творения Аполлона Гугни» (1929) и прижизненный скульптурный портрет Анны Ахматовой, выполненный ее
подругой, переводчицей Татьяной Сильман,
- из архива литературоведа Михаила Кралина.
Пробы пера начинающего поэта и будущего выдающегося
прозаика сохранились в архиве одноклассника Сергея Довлатова. Детские
и юношеские стихи и письма позволяют понять, как формировались черты авторского
стиля и определялись особенности личности писателя.
Уникальный архив близкой подруги Сергея
Довлатова и Иосифа Бродского Людмилы
Штерн во многом — зеркало отечественной культуры ХХ века. Самые «ранние» предметы связаны с фигурой матери, актрисы Надежды Фридланд-Крамовой — рукописи стихотворений, письмо Виктора Шкловского, ее фотографии
и снимки друзей — Сергея Юткевича, Сергей Эйзенштейна, Фридриха Эрмлера. В квартире Надежды Крамовой собирался цвет художественной интеллигенции — как представители
старшего поколения Константин Симонов,
Виктор Некрасов, так и молодые литераторы
Иосиф
Бродский и Сергей Довлатов, Дмитрий Бобышев
и Лев Лосев, Евгений Рейн и Анатолий
Найман, Андрей Вознесенский и Александр Кушнер, чьи автографы,
письма, фотографии – в коллекции аукциона.
Будущий нобелевский лауреат представлен «Одой Пасику» (1961), посвященной коту хозяев, имя которому дал сам
Иосиф Бродский, его письмом к Людмиле Штерн (1975), сборником «Часть речи» с шуточным стихотворным
посвящением (1977), наконец, стихотворением к 95-ти летию Надежды Крамовой.
От «доброго приятеля» Людмилы Штерн Сергея Довлатова в архиве несколько книг с
дарственными автора и письмо к Надежде Крамовой, содержащее саркастичную характеристику эмигрантских
литературных кругов.
Завершает «Петербургскую коллекцию» живопись и графика
художников, чья творческая деятельность связана с Северной Пальмирой – эскизы театральных костюмов Валентины Ходасевич, наследующие
классическим традициям акварели Гавриила
Акулова, живопись и графика Феликса Волосенкова, аргентография Натальи
Цехомской.
Бронзовый век — неофициальная культура
1950-1980-х годов — предстает в каталоге как своеобразный диалог традиций Москвы
и Ленинграда и их ключевых фигур. «Орден
нищенствующих живописцев», образованный молодыми художниками, изгнанными из
СХШ при Академии Художеств — Александром Арефьевым, Рихардом Васми,
Владимиром Шагиным, Шоломом Шварцем, Родионом Гудзенко — стал, по сути,
первым неформальным художественным объединением эпохи. В нашей коллекции — живописные и графические
работы художников, а также рукописи близкого к арефьевскому кругу поэта Роальда Мандельштама, в том числе
автограф программного стихотворения «Алый трамвай». Рукописи неопубликованных стихотворений Виктора Кривулина из цикла «Путешествие
в Комарово» (1966-1970) из архива поэта и друга Владимира Кривошеева. Автографы
ранних стихотворений Елены Шварц,
рукописи рассказов одной из самых трагичных фигур литературного андеграунда — Василия Филиппова, автограф
стихотворения «Менуэт» Константина
Кузьминского, наконец, интереснейший артефакт — пишущая машинка Владимира Эрля, на которой были отпечатаны
изящнейшие самиздатовские сборники, принесшие их создателю славу «Паганини
пишущей машинки». Трансфуристы — объединение, наследовавшее
традициям раннего русского авангарда — представлено рукописной поэмой Анны Таршис (Ры Никоновой) «Студент Иисус»
(1969), редкими фотографиями Сергея
Сигея, рукописями и рисунками Бориса
Констриктора и Бориса Кудрякова.
Культовая фигура неофициального Ленинграда — поэт Олег Григорьев — предстает в неожиданной
для многих коллекционеров ипостаси
художника. «Он должен был стать художником, но, по его собственным
словам, „не отстоял себя как живописца“— вспоминал Михаил Яснов — В начале шестидесятых Григорьева изгнали
из художественной школы при Академии художеств. Изгнали за то, что рисовал не
то и не так. За то, что был насмешлив и скандален». Акварели и рисунки
Олега Григорьева 1950-1960-х годов — из собрания его друзей, художников Юлии Горской и Олега Фронтинского.
Григорьев-поэт представлен последней прижизненной
публикацией в газете «Бумеранг» с авторской правкой и дарственной надписью Ольге
и Александру Флоренским.
Творчество «Митьков», содружества ленинградских
художников, отражено в каталоге не только станковыми работами, графикой и
арт-объектами ведущих представителей — Владимира
Шинкарева, Дмитрия Шагина, Виктора Тихомирова, Ольги и Александра
Флоренских, но и предметами, связанными с их друзьями-музыкантами. Автошарж
Виктора Цоя на листе с запиской,
оставленной Виктором Тихомировым Вячеславу Бутусову, автографы известных песен Бориса Гребенщикова и его апелляция по
поводу исключения из комсомола после скандального выступления «Аквариума» на
первом советском рок-фестивале в Тбилиси (1980).
Московское неофициальное искусство представлено работами Генриха Худякова, Вагрича Бахчаняна, Анатолия Слепышева, Евгения Сысоева, Юрия Титова, Бориса Свешникова. Несомненные топ-лоты раздела - уникальные самиздатовские концептуальные книги Ильи Кабакова с дарственными надписями знаменитого художника, а также поэтические сборники на карточках Льва Рубинштейна из его архива. Из собрания другого поэта - Татьяны Щербины – ее рукописная книга , автографы Натальи Горбаневской, Юрия Кублановского, Алексея Хвостенко и письма Ольги Седаковой с размышлениями о призвании поэта, судьбах Сергея Есенина, Владимира Набокова и Владимира Высоцкого.
Более подробные рассказы о лотах - на нашем сайте и страницах «Антиквариума» в социальных сетях.
Невыполнимая задача - в рамках одного пресс-релиза подробно описать, а тем более достаточно полно проиллюстрировать все достойное внимания, в связи с чем настоятельно рекомендуем ознакомиться с электронной версией на сайте и приглашаем на предаукционную выставку, которая открыта с 1 по 9 апреля с 12-00 до 20-00 (в субботу — до 18-30) по нашему адресу:
Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 25, «Антикварный центр»,
галерея Аукционного дома “Антиквариум”, 3-й этаж
Оставить заочный бид или заявку на телефонные торги можно по телефону +7 (495) 374 50 90,
на странице лота или по электронной почте — info@anticvarium.ru
Заявки на заочное участие и торги по телефону принимаются до 9 апреля включительно.