«И звезда с звездою…»

Редкие книги, автографы, самиздат и неофициальное искусство из частных собраний и личных архивов в коллекции 54-го аукциона:

- Уники XVIII столетия и легендарные «Византийские эмали», 

-  автографы Леонида Андреева, Константина Бальмонта, Нины Берберовой, Иосифа Бродского, Сергея Довлатова, Евгения Рейна, Дмитрия Бобышева, Анатолия Наймана, Генриха Сапгира, Алексея Хвостенко,

 - живопись и графика Валентины Ходасевич, Дмитрия Митрохина, Анатолия Слепышева, Олега Григорьева, Глеба Богомолова, Генриха Худякова, Вагрича Бахчаняна, Вячеслава Сысоева, Феликса Волосенкова, художников арефьевского круга и группы «Митьки»,

- самиздат и рукописи представителей неофициальной культуры Ильи Кабакова,  Дмитрия Пригова, Льва Рубинштейан, Виктора Кривулина, Ольги Седаковой, Татьяны Щербины, Ры Никоновой,  Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова.

В  открывающем каталог разделе «Редкие и ценные книги» - рукописные уникумы XVIII столетия - «Ирмолой», (…) написанный трудом Харьковских училищ ученика школы философии Стефана Камянского в селе Деркачах близ города Харькова состоящом» (1765) и один из первых списков трагедии Александра Сумарокова «Семира», отличающийся от каноничной версии.   Конволют  исторических документов (1783-1843), в числе которых —  манифесты Александра I времен Отечественной войны и заграничных походов русской армии. Первый полный перевод Нового завета, изданный в 1823 году Российским библейским обществом. Непревзойденный типографский шедевр - «История и памятники византийской эмали: Из собрания А.В. Звенигородского» (1892). Фундаментальный  «Подробный словарь русских гравированных портретов» Дмитрия Ровинского (1886-1889). Богато иллюстрированные десять книг естественнонаучных трудов А. Брэма, Ф. Ратцеля, А. Ранке и др. из серии «Вся природа».

 Периодические издания - «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793), «Отечественные записки» (1823), последние номера  «Московского телеграфа» (1834), закрытого по распоряжению Николая I, подборка журналов «Вокруг света» и «Природа и землеведение»  (1862-1868), а также подшивка одного из главных «толстых» советских журналов «Новый мир» (1936-1937), с публикациями затем репрессированных авторов. 

Среди изданий  Серебряного века отметим дебютный сборник стихов Константина Липскерова «Песок и розы» (1916) с дарственной надписью автора, адресованной Лиле и Осипу Брикам,  «Солнце» Владимира Маяковского с иллюстрациями Михаила Ларионова (1923),  «Снежную маску» Александра Блока (1907),  наконец, поистине библиофильскую жемчужину — четыре стеклографированных сборника «Турнир поэтов» с автографом составителя Алексея Крученых (1928-1934).

В «Петербургской коллекции»письмо Леонида Андреева (1909) и записи Константина Бальмонта (1910-е), касающиеся его переводов Калидасы. Рукописные поэтические  сборники Ольги Протопоповой (1920-1930-е), литературная мистификация - «Творения Аполлона Гугни» (1929) и прижизненный скульптурный портрет Анны Ахматовой, выполненный ее подругой, переводчицей Татьяной Сильман, - из архива литературоведа Михаила Кралина.

Пробы пера начинающего поэта и будущего выдающегося прозаика сохранились в архиве одноклассника Сергея Довлатова. Детские и юношеские стихи и письма позволяют понять, как формировались черты авторского стиля и определялись особенности личности писателя.

Уникальный архив близкой подруги Сергея Довлатова и Иосифа Бродского Людмилы Штерн во многом — зеркало отечественной культуры ХХ века. Самые  «ранние»  предметы связаны с фигурой матери, актрисы Надежды Фридланд-Крамовой рукописи стихотворений, письмо Виктора Шкловского,  ее фотографии и снимки друзей  — Сергея Юткевича, Сергей Эйзенштейна, Фридриха Эрмлера. В квартире Надежды Крамовой собирался цвет художественной интеллигенции — как представители старшего поколения Константин Симонов, Виктор Некрасов, так и молодые литераторы  Иосиф Бродский и Сергей Довлатов, Дмитрий Бобышев и Лев Лосев, Евгений Рейн и Анатолий Найман, Андрей Вознесенский и  Александр Кушнер, чьи автографы, письма, фотографии – в коллекции аукциона.

Будущий нобелевский лауреат представлен «Одой Пасику» (1961),  посвященной коту хозяев, имя которому дал сам Иосиф Бродский, его письмом к Людмиле Штерн (1975), сборником «Часть речи» с шуточным стихотворным посвящением (1977), наконец, стихотворением к 95-ти летию Надежды Крамовой.

От «доброго приятеля» Людмилы Штерн Сергея Довлатова в архиве несколько книг с дарственными автора и письмо к Надежде Крамовой, содержащее  саркастичную характеристику эмигрантских литературных кругов. 

Завершает «Петербургскую коллекцию» живопись и графика художников, чья творческая деятельность связана с Северной Пальмирой –  эскизы театральных костюмов Валентины Ходасевич, наследующие классическим традициям акварели Гавриила Акулова, живопись и графика  Феликса Волосенкова, аргентография Натальи Цехомской.

 Бронзовый век — неофициальная культура 1950-1980-х годов — предстает в каталоге как своеобразный диалог традиций Москвы и Ленинграда и их ключевых фигур. «Орден нищенствующих живописцев», образованный молодыми художниками, изгнанными из СХШ при Академии Художеств  — Александром Арефьевым, Рихардом Васми, Владимиром Шагиным, Шоломом Шварцем, Родионом Гудзенко — стал, по сути, первым неформальным художественным объединением эпохи.  В нашей коллекции — живописные и графические работы художников, а также рукописи близкого к арефьевскому кругу поэта Роальда Мандельштама, в том числе автограф программного стихотворения «Алый трамвай». Рукописи неопубликованных стихотворений Виктора Кривулина из цикла «Путешествие в Комарово» (1966-1970) из архива поэта и друга Владимира Кривошеева. Автографы ранних стихотворений Елены Шварц, рукописи рассказов одной из самых трагичных фигур литературного андеграунда — Василия Филиппова, автограф стихотворения «Менуэт» Константина Кузьминского, наконец, интереснейший артефакт — пишущая машинка Владимира Эрля, на которой были отпечатаны изящнейшие самиздатовские сборники, принесшие их создателю славу «Паганини пишущей машинки».  Трансфуристы  — объединение, наследовавшее традициям раннего русского авангарда — представлено рукописной поэмой Анны Таршис (Ры Никоновой) «Студент Иисус» (1969), редкими фотографиями Сергея Сигея, рукописями и рисунками Бориса Констриктора и Бориса Кудрякова.

Культовая фигура неофициального Ленинграда — поэт Олег Григорьев — предстает в неожиданной для многих коллекционеров ипостаси  художника. «Он должен был стать художником, но, по его собственным словам, „не отстоял себя как живописца“— вспоминал Михаил Яснов — В начале шестидесятых Григорьева изгнали из художественной школы при Академии художеств. Изгнали за то, что рисовал не то и не так. За то, что был насмешлив и скандален». Акварели и рисунки Олега Григорьева 1950-1960-х годов — из собрания его друзей,  художников Юлии Горской и Олега Фронтинского. Григорьев-поэт  представлен последней прижизненной публикацией в газете «Бумеранг» с  авторской правкой и дарственной надписью Ольге и Александру Флоренским.  

Творчество «Митьков», содружества ленинградских художников, отражено в каталоге не только станковыми работами, графикой и арт-объектами ведущих представителей — Владимира Шинкарева,  Дмитрия Шагина,  Виктора Тихомирова, Ольги и Александра Флоренских, но и предметами, связанными с их друзьями-музыкантами. Автошарж Виктора Цоя на листе с запиской, оставленной Виктором Тихомировым Вячеславу Бутусову, автографы известных песен Бориса Гребенщикова и его апелляция по поводу исключения из комсомола после скандального выступления «Аквариума» на первом советском рок-фестивале в Тбилиси (1980).    

Московское неофициальное искусство представлено работами Генриха Худякова, Вагрича Бахчаняна, Анатолия Слепышева, Евгения Сысоева, Юрия Титова, Бориса Свешникова.  Несомненные топ-лоты раздела - уникальные самиздатовские концептуальные  книги Ильи Кабакова с дарственными надписями знаменитого художника, а также поэтические сборники на карточках Льва Рубинштейна из его архива. Из собрания другого поэта  - Татьяны Щербины – ее рукописная книга , автографы Натальи Горбаневской, Юрия Кублановского, Алексея Хвостенко и письма  Ольги Седаковой с размышлениями о призвании поэта, судьбах Сергея Есенина, Владимира Набокова и Владимира Высоцкого.

Более подробные рассказы о лотах - на нашем сайте и страницах «Антиквариума» в социальных сетях.

 https://www.facebook.com/anticvarium 

 https://vk.com/anticvarium

 https://www.instagram.com/anticvarium

Невыполнимая задача - в рамках одного пресс-релиза подробно описать, а тем более достаточно полно проиллюстрировать все достойное внимания,  в связи с чем настоятельно рекомендуем ознакомиться с электронной версией   на сайте и приглашаем на предаукционную выставку, которая  открыта с 1 по 9 апреля с 12-00 до 20-00 (в субботу — до 18-30) по нашему адресу: 

Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 25, «Антикварный центр»,

галерея Аукционного дома “Антиквариум”,  3-й этаж

 Участвовать в аукционе онлайн можно на интернет-площадках : 

https://ru.bidspirit.com  

http://smartauctions.ru

Оставить заочный бид или заявку на телефонные торги можно по телефону +7 (495) 374 50 90, 

на странице лота или по электронной почте —  info@anticvarium.ru

Заявки на заочное участие и торги по телефону принимаются до 9 апреля  включительно.

 Все ориентировочные цены в каталоге указаны в рублях.

 Торги состоятся 10 апреля  в 19-00 по адресу: Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.25.