В конце 60-х годов в Русском музее в Ленинграде состоялась
выставка детских рисунков и картин, где должны были быть представлены и работы
дочери Михаила Шемякина – Доротеи. Специальная комиссия изъяла их с выставки,
предъявив официальное обвинение в ''детском формализме''. Доротее было тогда четыре
с половиной года.
Этот штрих характеризует эпоху, когда формировался Шемякин,
и ту атмосферу, которая вытолкнула его за рубеж.
В 1977 году в Париже на свет появился альманах «Аполлонъ-77»,
движущей силой которого, издателем, основным художником и дизайнером, то есть
человеком, который сделал альманах, был Михаил Шемякин. Собранные воедино
поэзия, проза, фотография, цветные и черно-белые репродукции живописи,
манифесты и заставки - всем этим "Аполлон-77" знаменовал конец целой
декады артистического бурления Москвы и Ленинграда, представлял многие
направления, которые в той или иной степени завоевали титулы "неофициоза"
и "нон-конформизма". Альманах выполнил функцию, и весьма
значительную, по выявлению личностей, идей и артефактов, которые, до
определенной степени, характеризовали новую волну творчества в Советской
России.
«Тем не менее, просто ради исторической правды, - вспоминал известный
переводчик и журналист Андрей Гаврилов, - надо сказать, что активнейшее участие
в этом принимал и ленинградский поэт Константин Кузьминский. Именно в том, что
в альманахе очень хорошо, очень широко и очень необычно, по тем временам,
представлена Ленинградская школа живописи и поэзии, частично и кроется причина
того, что альманах московская публика не восприняла восторженно (скажем так,
деликатно).
Не знаю, какая была реакция на ''Аполлон'' в Ленинграде, я
только знаю, что ''Аполлон-77'' в Москве, конечно, пробудил интерес, о нем,
конечно, говорили. Стоил он на западе 60 долларов. Не очень дорого, но, тем не
менее, купить его было затруднительно не только организационно (все-таки, это
тамиздат), но и финансово, он стоил значительно больше, но, тем не менее,
отношение к нему было несколько настороженное в Москве. Наверное, частично
потому, что авторы, представленные там, с одной стороны, не были
представителями официальной культуры, а, с другой стороны, в общем-то, и не
были диссидентами в полном смысле этого слова.
Кто-то, конечно, был, кто-то уже успел вступить в конфликт с
советской властью, а кто-то с ней не вступил в конфликт, так до конца этой
самой власти благополучно существуя параллельно. Там впервые так широко была
представлена культура, которая с советской властью существовала параллельно,
которая не видела ее, не замечала или, простите за грубое выражение, ''видела
ее в гробу'', не хотела с ней иметь ничего общего настолько, что даже не
выходила на демонстрации против нее. Это, кстати, было характерно для
Ленинграда в большей степени, чем для Москвы.
Если взглянуть на фамилии тех, кто там представлен, - Леонид
Губанов, Виктор Кривулин, Эдуард Лимонов, Владимир Марамзин, Всеволод Некрасов,
Генрих Сапгир, Владимир Уфлянд, Игорь Холин, Алексей Цветков, Алексей Хвостенко
(знаменитый Хвост, ставший в последние годы своей жизни уже классиком
отечественной рок-музыки), рисунки и фотографии Алексеева, Филонова,
Харитонова, Приходько, Григорьева, Тышлера, Свешникова, Кандаурова, Калинина.
Кабакова, Янкелевского, Рабина... Перечислять можно довольно много, потому что
в альманахе почти 400 страниц очень большого формата, и забиты они довольно
плотно».
Двигало Шемякиным стремление собрать под одну обложку тех,
кто не укладывался в рамки установленные советской властью от культуры. «Каждому
предначертан свой путь, - утверждал Шемякин. - Есть люди, которые ему
сопротивляются, но рано или поздно все равно вынуждены по нему топать и шагать,
а есть люди, которые сразу понимают, к чему они призваны. Я понимал, что быть в
когорте услужливых людей и смиряться с тем, что вам предлагается писать то, что
нужно было, я понимал, что я к этому не то, что не приспособлен, а не рожден.
Это уже проблема характера и проблема генетики, как сегодня модно говорить. Я
знаю, что мой отец был такой же, как я, много страдал за свой характер и за
свои убеждения, которые он считал правильными, поэтому был приговорен и к
расстрелу, и шесть раз с него сдирали погоны, несмотря на то, что этот человек
вошел в историю российской армии (все-таки шесть Орденов Боевого Красного
Знамени нет ни у одного министра военного). Так что просто-напросто я понимал,
что я должен жить, мыслить и работать так, как я мыслил, то есть, я ничего
героического в этом не находил, понимал, что мне никогда не выстоять в то время
в советской России, но я с этим охотно смирялся. Мне самое главное было в конце
года собрать своих друзей, развесить работы в своей скромной мастерской в
коммунальной квартире и показать, что я делал в этом году».
Уникальный экземпляр с дарственной надписью художника Елене
Щаповой – в аукционной коллекции «Третья волна», лот 192.