Эдуард Лимонов в письмах, фотографиях и артефактах из частных собраний на аукционе 26 февраля.

Эдуард Лимонов в письмах, фотографиях и артефактах из частных собраний на аукционе «Антиквариума» 26 февраля.

 

 

Тематический раздел «Эдуард Лимонов. Письма, автографы, фотографии, артефакты из личных архивов друзей и соратников» открывает каталог коллекции «Нонконформисты русской эмиграции» и приурочен ко дню рождения последнего романтика русской литературы. В него вошли предметы из парижского архива альманаха «Мулета» и частных собраний России, Италии и Канады.

 

Открывает раздел безусловный топ-лот аукциона — редчайший самиздатовский сборник «Русско-американские стихи», выпущенный поэтом Нью-Йорке в 1975 году. Из 63 вошедших в него стихотворений 42 (!) не включались автором в официально изданные сборники и были известны лишь узкому кругу. На титульном листе — подпись Эдуарда Лимонова.  Некоторые тексты, включенные в сборник, были написаны в конце 1974 года, в первые месяцы после эмиграции еще в Италии.

 

Что не пьешь? Поди – встряхнись

Полежи у Колоссея

В Тибр мутный окунись

Итальянцы чтоб глазея

С понто Гарибальди вниз

Знали – есть страна Рассея.

 

Третье стихотворение «Русско-американских стихов» — «Тканям этой оды шум…» — в 1978 году будет помещено в журнале «Континент», в составе подборки поэтических произведений Лимонова. Эта публикация станет одним из первых заметных выступлений  Лимонова в печати. Предисловие к ней напишет будущий нобелевский лауреат Иосиф Бродский. По его словам, Лимонов — «поэт, который лучше многих осознал, что путь к философическим прозрениям лежит не столько через тезис и антитезис, сколько через самый язык, из которого удалено все лишнее».

Впрочем, в это время Лимонов все больше тяготеет к прозе. Его дебютный роман «Это я, Эдичка» (что любопытно, написанный в первой редакции в стихах) стал поистине культовым произведением, вызывающим жаркие споры и по сей день. На аукционе представлен полный комплект журнала «Ковчег» (1978-1981). В первом номере – опубликована подборка стихов Лимонова, в № 3 – с инскриптом автора на титульном листе - сокращенная версия романа, а в № 5 – две рецензии на него.

 

 

Каталог

 PDF

 

                                                                                                                                       

 

Рождение Лимонова-прозаика было во многом обусловлено личной драмой — разрывом с женой Еленой Щаповой. Вниманию коллекционеров предложены три лимоновских письма и поздравительная открытка к Щаповой, датированные 1980-1982 годами -порой их «второго романа». В этих посланиях — не только поэтичные и страстные признания в любви, но и своеобразная «творческая лаборатория» набирающего известность писателя.  «С литературой ты не нервничай, – пишет Эдуард Елене. — У всех бывает такое, ты не одна, я на себе испытывал и испытываю это «явление». «Муки творчества» называется. Нужно четче себе представлять, что ты хочешь написать (если это проза) и даже составить более или менее приблизительный план, хотя бы по главам. Это элементарно, но после поэтической свободы очень трудно перейти к прозаической дисциплине. Рвать ничего не нужно, нужно складывать и потом посмотреть свежими глазами, и если можно использовать».

 

Парижские годы (1980-начало 1990-х) стали ярчайшей страницей биографии Эдуарда Лимонова. На русском и французском языках выходят его книги (в нашей коллекции — «Молодой негодяй», «Палач», «Салат нисуаз», «Коньяк «Наполеон»»), он принимает активное участие в культурной жизни «русского Парижа». В частности, становится одним из первых «вивристов». Так называлось движение, созданное еще одним выдающимся представителем «третьей волны» — Владимиром Котляровым Толстым, в основе которого лежала идея единства жизни-творчества. Толстый оформил и выпустил в свет роман «Подросток Савенко» (в каталоге — подготовительные фотографии и первое издание), Лимонов охотно писал тексты альманаха «Мулета». Отметим вошедшую в каталог машинопись статьи «Как сделать диссидента» (1987) с многочисленной авторской правкой. В 1980-е Эдуард Лимонов вместе с новой женой – певицей Натальей Медведевой - часто попадал в объектив известного фотографа Александра Бородулина, авторские отпечатки которого вошли в коллекцию.

Особого внимания заслуживают и авторские отпечатки фотографов Вильяма Бруя и Кристиан Эймард, закрывающие коллекцию «Нонконформисты русской эмиграции» (лоты 222-224).

 

Вскоре после возвращения в Россию писатель познакомился с молодым художником Борисом Гусевым. «Мы остались довольны собой – вспоминал Лимонов -  Не знаю, Гусев ли безумнее меня, или я безумнее Гусева, или у нас несравнимые, разные безумия, но мы-таки оба безумны». «Безумцы» решили выплеснуть энергию в совместных проектах. Первым из них стало рекламное агентство «100 лимонов». Оно просуществовало совсем недолго, но яркий след его остался. Лимонов и Гусев сделали креативную рекламу для стоматологической клиники — «Россия должна быть с зубами». На рекламных открытках Лимонов кусал Гусева в образе дяди Сэма. Для перевоплощения художника использовалась рубашка Лимонова, приобретенная в Нью-Йорке еще в начале восьмидесятых, а также перчатки, купленные на первый гонорар от «Эдички». Личные вещи — несомненные топ-лоты – представлены вместе с запечатлевшей их открыткой.

 

Следующим проектом художника и писателя стал альбом «Лимонов в фотографиях» (1996). Два экземпляра этого малотиражного издания с дарственными Лимонова дополнены в каталоге рабочим макетом с рукописными авторскими комментариями, негативами фотографий и афишей презентации в ЦДЛ.

 

Заслуживает внимания коллекция книг Эдуарда Лимонова 1990-х годов с его лаконичными, но яркими дарственными, адресованными Борису Гусеву, рукопись и машинописные экземпляры его статей, посвященных творчеству друга-художника, а также работы самого Гусева.

 

Девяностые были временем не только возвращения на родину Лимонова-писателя, но и временем рождения и становления Лимонова-политика. Апогеем его политической деятельности стал арест в 2000 году и последовавший за ним большой процесс.  Среди завершающих раздел лотов – подборка газеты «Лимонка» 2001-2006 гг., многие номера которой посвящены суду над Лимоновым и нацболами.

 

Закрывает раздел живописная работа лауреат «Премии Кандинского» Алексея Беляева-Гинтовта - соратника писателя по политическому движению.

 

 




Аукцион состоится субботу, 26 февраля, в 15:00 по адресу:

Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 25.

 

 

 

Оставить заочный бид или заявку на телефонные торги можно 

по электронной почте info@anticvarium.ru
по телефону: +7 (495) 374-5090

или на странице лота через интернет-площадку Bidspirit

 

Заявки на заочное участие и торги по телефону принимаются до 18 февраля  включительно.

Все ориентировочные цены в каталоге указаны в рублях.

 

 

 

Участвовать в торгах можно через интернет-площадки:

Bidspirit.com

Smartauctions.ru

 

 

Следите за нашими новостями в социальных сетях:

ВКонтакте

Facebook

Instagram

Telegram