«…Покоя нет,
Душа скорбит!
Ничто его
Не возвратит!
К чему, за ним
Стремится грудь;
К нему прильнуть
И отдохнуть!
Его обнять
И тихо млеть,
И целовать,
И умереть!...»
«Фауст». Сцена 15 - «Гретхен (Маргарита), одна за прялкой».
Можно лишь предполагать, какие чувства овладевали молодым Францем Шубертом, читающим эти строки.
История Гретхен глубоко драматична. Юная девушка становится предметом стремлений и желаний Фауста, впоследствии погубивших ее. Оставшись одна в тишине своей комнаты, она сидит за прялкой, предаваясь размышлениям о тех чувствах, что Фауст пробудил в ней. Обыденность привычного занятия, ритмичное вращение колеса и стук педали становятся фоном ее душевных терзаний.
У Гёте сцена «Комната Гретхен» развивается скорее как интерлюдия, автор не делает на ней явный акцент. Тем не менее, в руках основоположника романтизма в музыке Шуберта она становится самодостаточным произведением. Шуберт пишет ее незадолго до своего восемнадцатилетия, сохранив оригинальную структуру повествования, с ее цикличной ритмикой. Он раскрывает потенциал всей сцены, позволяя ей стать призмой для восприятия всего «Фауста».
Именно этой сцене и посвящено произведение Адольфа Гебенса. Интересно, что художник, известный в России прежде всего как мастер батального жанра и «бытописатель» русской армии, в родной Германии имел славу великолепного и тонко чувствующего натуру портретиста. Его «Маргарита за прялкой» по-настоящему исключительна. Повествовательность композиции, лиризм и сложная светотеневая моделировка сочетаются с высоким уровнем живописного исполнения.
Полотно оформлено в антикварную раму с цветочно-фруктовой гирляндой, включающей в себя плоды граната.
Ознакомиться с лотом можно на предаукционной выставке
13-17 ноября || 12.00-19.00