Вопрос Гретхен. К истории одного произведения

«…Покоя нет,

Душа скорбит!

Ничто его

Не возвратит!


К чему, за ним

Стремится грудь;

К нему прильнуть

И отдохнуть!

  

Его обнять

И тихо млеть,

И целовать,

И умереть!...»


«Фауст». Сцена 15 - «Гретхен (Маргарита), одна за прялкой». 



Можно лишь предполагать, какие чувства овладевали молодым Францем Шубертом, читающим эти строки. 


История Гретхен глубоко драматична. Юная девушка становится предметом стремлений и желаний Фауста, впоследствии погубивших ее. Оставшись одна в тишине своей комнаты, она сидит за прялкой, предаваясь размышлениям о тех чувствах, что Фауст пробудил в ней. Обыденность привычного занятия, ритмичное вращение колеса и стук педали становятся фоном ее душевных терзаний. 


У Гёте сцена «Комната Гретхен» развивается скорее как интерлюдия, автор не делает на ней явный акцент. Тем не менее, в руках основоположника романтизма в музыке Шуберта она становится самодостаточным произведением. Шуберт пишет ее незадолго до своего восемнадцатилетия, сохранив оригинальную структуру повествования, с ее цикличной ритмикой. Он раскрывает потенциал всей сцены, позволяя ей стать призмой для восприятия всего «Фауста». 


Именно этой сцене и посвящено произведение Адольфа Гебенса. Интересно, что художник, известный в России прежде всего как мастер батального жанра и «бытописатель» русской армии, в родной Германии имел славу великолепного и тонко чувствующего натуру портретиста. Его «Маргарита за прялкой» по-настоящему исключительна. Повествовательность композиции, лиризм и сложная светотеневая моделировка сочетаются с высоким уровнем живописного исполнения. 

Полотно оформлено в антикварную раму с цветочно-фруктовой гирляндой, включающей в себя плоды граната. 


Подробнее о лоте


Ознакомиться с лотом можно на предаукционной выставке

13-17 ноября || 12.00-19.00