Ренессанс советской детской книги после разгрома в конце тридцатых ленинградской школы книжных графиков во главе с Владимиром Лебедевым возник в Москве в начале шестидесятых. Молодые художники, вчерашние выпускники Суриковки или Полиграфического училища, на знаменитом фестивале 1957 года познакомились с современным западным искусством. Пережитое эстетическое потрясение и стало точкой отсчета для поиска новых путей в искусстве, все дальше уводивших от соцреализма.
Для банального выживания и отвода всевидящего ока художественно-политического начальства «несоветским» советским художникам пришлось искать нишу, где они могли бы существовать легально. Таким прибежищем для многих стала работа в книжной графике — иллюстрирование произведений для детей и статей в научно-популярных журналах.
В 1967 году художественный отдел популярнейшего журнала «Знание — сила» возглавил Юрий Соболев-Нолев, который привлек к сотрудничеству Владимира Янкилевского, Илью Кабакова, Эрнста Неизвестного, Юло Соостера, Анатолия Брусиловского и других видных представителей неофициального искусства.
Вторая возможность легализации была связана с детской книгой. В эту нишу мигрировали и многие поэты, среди которых — Генрих Сапгир и Игорь Холин, чья взрослая барачная поэзия не могла появиться в официальной печати.
Книжная работа нонконформистов, подчас видевшаяся им подневольной «халтурой», тем не менее существенно повлияла на их подлинное творчество. Взять хотя бы важный для московского концептуализма жанр альбома, явившийся своеобразной точкой перехода от книжной графики к живописи. Характерный для Ильи Кабакова взгляд сверху, а вместе с ним структура и устройство листа, соотношение фона и изображения, знакомые по его детским книжкам, видны и в его знаменитых концептуальных альбомах из серии «Десять персонажей». А «фирменный» Виктор Пивоваров фактически вырос из Пивоварова-графика. Мастер долгое время считал, что работы в детской книге ему достаточно для самовыражения, «но потом оказалось, что мало. И очень поздно для художника — мне было почти 30 лет — начал писать картины». Арт-критик Виктор Тупицын констатирует, что без опытов нонконформистов в книжной графике «современное русское искусство выглядело бы совершенно иначе. Иллюстрированию детских книг московский концептуализм обязан своей иллюстративностью».