«Антиквариум» соединил эротику и самиздат в один
большой аукционный день. Продали всего 61 % лотов на 71 % среднего суммарного
эстимейта двух сессий. Удивительно, но самиздат эротику обыграл
В солнечную субботу 9 апреля в аукционном доме «Антиквариум» прошел
большой аукционный день — две сессии масштабного (всего более
350 лотов) и весьма разнопланового аукциона.
На первой сессии, старт торгам по
которой был дан в два часа дня, участникам предложили интересную и разнообразную
подборку под названием «ЭРОТиКа. Редкие книги, гравюры, фотографии. Живопись,
графика, ДПИ». 171 лот каталога составили книжные издания эротической
направленности, созданные в период с XVIII по XXI век, европейская и азиатская
живопись, графика, скульптура в жанре ню, натурные штудии, а также подборки
открыток и другая тиражная продукция.
Новая для отечественных аукционов тема
торгов привлекла в зал и новые лица: в этот раз в торгах приняло участие сразу
несколько новичков.
За полтора часа, в которые уложился
розыгрыш первой сессии, дюжина участников в зале, интернет (в отличие от
большинства других аукционных домов, в торгах «Антиквариума» в режиме реального
времени принимают участие игроки сразу двух интернет-площадок), заочные биддеры
и телефон раскупили 87 из 170 лотов (51 % каталога), а бронзовая
фигурка-кундштюк «Дама в кресле» была снята до начала торгов. Эротических лотов
наторговали на 9,1 миллиона рублей, или на 60 % среднего суммарного
эстимейта.
Самыми активными участниками первой сессии
торгов выступили интернет-игроки, купившие 31 из 87 проданных лотов,
зал выиграл 24 раза, заочная ставка победила 21 раз, и 11 раз
одержал победу телефон.
Первая серьезная, с участием как минимум
шестерых соперников, баталия развернулась уже в самом начале аукциона, при
розыгрыше лота 8 — альбома «Raccolta pornografica» («Порнографическая коллекция») из 30 листов оригинальной графики, созданных в Неаполе в
1836 году. Вместе с заочным участником, со ставки которого в
26 000 рублей стартовал торг по лоту, в спор за обладание альбомом
вступили сразу три телефонных игрока и несколько онлайн-претендентов. В итоге с
26 000 рублей цена выросла почти в четыре раза, до
110 000 рублей, за которые альбом с дарственной надписью графа
Бобринского графу Алексею Олсуфьеву на форзаце и ушел победителю в интернете.
Одной из самых результативных, с подъемом цены более чем в 10 раз выше
старта, стала продажа лота 42 — подборки из шести редких открыток, выпущенных в России в начале XX века. За обладание подборкой интимных сценок из
крестьянской жизни боролись несколько интернет-игроков, два зала и участник по
телефону, со скромных 15 000 рублей старта в несколько десятков шагов
они подняли цену до 155 000 рублей, за которые лот достался
победителю в зале.
Несмотря
на обилие живописи, графики и букинистических изданий, самый высокий результат
«эротической» сессии торгов показала изящная литая бронзовая, с перламутром и позолотой, настольная лампа венской работы начала XX века (лот 77). С
400 000 рублей старта, в борьбе нескольких интернет-участников, лампа
подросла в цене до 480 000 рублей, за которые и ушла победителю.
Венская
бронза, к слову, взяла и второе место среди проданного в первой части аукциона.
Лампа «Арабская девушка, играющая с пумой» (лот 20) работы скульптора Антона
Чотка, привлекла внимание интернета и двух телефонных игроков и ушла по
телефону за 440 000 рублей со старта в 400 000.
Вообще
подборка венской бронзы в каталоге — один из самых больших успехов
организаторов торгов. Скульптуры всадниц, танцовщиц и просто обнаженных девушек
в виде ламп, кундштюков и настольных композиций расходились, что называется,
как горячие пирожки. 12 проданных из 19 лотов венской бронзы принесли
в копилку «Антиквариума» чуть меньше трети всей выручки торгов —
2 645 000 рублей. Удивительно, но почти всё продавалось с
небольшим торгом, и почти всё — в интернет.
Самым
дорогим не бронзовым лотом, как ни странно, стал фарфор. Две парные фигурки«Танцовщица Лои Фуллер» (лот 90), выпущенные в 1935 году Мейсенской
фарфоровой мануфактурой, разыграли между собой несколько участников в Интернете.
Со старта в 300 000 рублей лот достался победителю за
380 000 рублей.
Наивысшей
ценой молотка для произведения не декоративно-прикладного, а изобразительного
искусства стали стартовые 300 000 рублей, которые согласился
заплатить за масло «Лежащая обнаженная» американо-венгерского художника Пала Фрида (лот 103) один из интернет-игроков.
К слову,
к разделу изобразительного искусства относится и еще одна успешная для
«Антиквариума» подборка лотов. Помимо бронзы, открыток и фарфора, большим
успехом в этот раз пользовались живопись и графика шестидесятника Игоря
Ворошилова, распроданные на 100 %.
Вторая
сессия торгов, под названием «Петербургская коллекция. Самиздат. Андерграунд.
Редкие книги, автографы, графика, фотографии», прошла успешнее первой. За полтора
часа аукциона с молотка ушло 130 из 185 лотов (70% каталога). Общая
выручка второй сессии превысила 5,2 миллиона рублей и составила почти
105 % (!) от среднего суммарного эстимейта ее каталога. В отличие от
эротики, самиздатом в первую очередь интересовался зал, куда ушло 86 из
130 проданных лотов, 22 раза выиграл телефон, 17 — Интернет, и
только 5 лотов разошлись по заочным ставкам.
Наибольшей
популярностью во второй части торгов пользовались опять же не книги, а
фотографии, особенно фотографии, связанные с личностью и кругом Иосифа
Бродского.
Самым
дорогим лотом второй сессии стала тетрадь Сергея Городецкого с рукописными автографами стихов 1943–1949 годов (лот 177), подорожавшая с 200 000
до 370 000 рублей и ушедшая покупателю по телефону.
На втором
месте — фотография Иосифа Бродского 1988 года из серии «Русский Париж» фотографа, представителя «другого искусства» Валентина (Тиль Мария)
Самарина (лот 351). Фотографию разыграли между собой участник в зале,
онлайн-игрок и претендент на телефоне. С 60 000 старта лот ушел
победителю в зал за 280 000 рублей.
Завершает
наш виртуальный топ-три лот 254 — самиздатовская «Книга-выставка»А. Т. Драгомощенко и Г. Приходько из собрания В. Вальрана.
Книга, созданная в единственном экземпляре в 1974 году, со скромного
старта в 30 000 рублей доросла в цене до 230 000 рублей, за
которые и ушла по телефону участнику, перекупившему ставки соперников в
Интернете и зале.
Одним из
самых результативных розыгрышей лотов второй сессии торгов «Антиквариума»
9 апреля стал интересный экземпляр издания Л. Я. Гинзбург «О Лирике» — корректура книги с авторскими исправлениями и пометами (лот
188). С 50 000 рублей старта, в споре участника в зале и заочного
биддера, книга выросла в цене в четыре раза и ушла в зал за
200 000 рублей.
Перешагнуть
пороговые 100 000 рублей во второй части торгов удалось еще семи
лотам. Среди них три книги: самиздатовский экземпляр первой книги «Доктора Живаго» Б. Пастернака (лот 175), ушедший за 100 000 рублей с
50 000 старта; собрание стихов И. Бродского — машинописный экземпляр 1972 года (лот 180), доставшийся новому владельцу за
110 000 рублей с той же стартовой цены, и факсимильный экземпляр книги «Петр Пустота» В. Пелевина с автографом автора (лот 334) —
120 000 рублей с 10 000 старта по заочной ставке.
В
категории «100 000 +» оказались также и фотографии: два снимка Иосифа Бродского и Ильи Ефимова (лот 185) ушли за 105 000 рублей со старта в
10 000 рублей, две фотографии И. Бродского и С. Довлатова (лот 209) были проданы за 145 000 рублей с 100 000 старта,
фотография Константина Кузьминского работы Б. Смелова (лот 309) достигла
цены молотка в 130 000 рублей со старта в 15 000 рублей,
фотопортрет Александра Хвостенко работы В. П. Самарина (лот 348) ушел
новому владельцу за 135 000 рублей со старта в
60 000 рублей.
В
завершение для любителей статистики подведем общий итог двух сессий аукциона.
За три часа торгов было продано 217 из 355 лотов (61 %), из них
110 лотов ушло в зал, 33 — по телефону, 26 лотов было продано по
заочной ставке и 48 — в Интернет. Общая выручка дня составила более
14,3 миллиона рублей, или 71 % среднего суммарного эстимейта всех
355 лотов — очень уверенный результат, особенно для такой
разнообразной аукционной подборки. Поздравляем «Антиквариум» с отлично проведенными
торгами и ждем следующего аукциона.
Мария Кузнецова, AI
ARTinvestment.RU 20
апреля 2016