Виктор Ефимович Попков (1932-1974) — одна из важнейших фигур отечественного искусства минувшего столетия. Мастер, совершивший, по определению искусствоведа Яна Брука, «скачок от социального в экзистенциальное». Глубокий символизм и притчевое звучание роднят полотна Попкова с фильмами его знаменитого современника — Андрея Тарковского.
Огромную роль в жизни и творчестве живописца сыграл Русский Север, служивший ему неизменным источником вдохновения. Именно здесь рождались замыслы его главных картин, таких как «Воспоминания. Вдовы» (1966) и «Северная песня» (1968). Попков часто наведывался в село Ферапонтово, писал живописные окрестности и архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря, а также делал этюды с фресок его любимого древнерусского мастера Дионисия.
Незадолго до смерти Виктора Попкова в автокатастрофе погиб его хороший приятель – график из Вологды Николай Бурмагин, у которого был дом в Ферапонтове, где Виктор Ефимович часто останавливался во время своих поездок на север. Виктор Ефимович и еще несколько знакомых Бурмагина собирались ехать на похороны, но в последний момент художник передумал и остался в Москве, где и погиб 12 ноября 1974 года, в результате несчастного случая: он был убит выстрелом инкассатора в упор, когда подошёл к инкассаторской машине и попросил водителя подвезти его.
В день смерти Виктор Попков шел подписывать договор с Комбинатом живописного искусства, где встретился со знакомым художником, поздравившим его с прекрасными работами, и предложившим отметить творческий успех в кафе. Обрадовавшись возможности поговорить о том, что его волновало, Виктор Ефимович предложил поехать к нему на Брянскую улицу. Вместе они вышли из кафе и стали ловить машину. Попков подошел к первому попавшемуся автомобилю, который, как оказалось, был инкассаторским...
Позже выяснилось, что инкассатор был пьян. По приговору суда стрелявшему дали 7 лет тюрьмы строгого режима.
Гражданская панихида прошла в Выставочном зале на Кузнецком мосту, 11. Рядом с гробом Виктора Ефимовича стояли картины «Хороший человек была бабка Анисья» и «Осенние дожди. Пушкин», вокруг висели фотографии художника, играла классическая музыка. Кузнецкий мост был заполнен тысячами людей, пришедшими проститься с Виктором Попковым.
В последние годы жизни у художника возникла идея большой картины, доминантой которой должен был стать собор Рождества Богородицы. К сожалению, преждевременная смерть помешала осуществлению этого замысла. Остался ряд подготовительных работ, одна из которых, датированная 1974 годом, будет представлена на торгах московского аукционного дома «Антиквариум», которые состоятся в ближайшее время.
26.06.2017