Олег Григорьев: не только поэт.

В совершенно неожиданном для многих коллекционеров амплуа — художника— предстанет на нашем аукционе 20 апреля культовый поэт Олег Григорьев (1943-1992). Художественное наследие Олега Григорьева, друга Михаила Шемякина и  участника легендарной выставки нонконформистов  в ДК «Невский» (1975), знакомо немногим,  и «Антиквариум» постарается восполнить этот пробел.  

Первым учителем Олега Григорьева был Соломон Левин, преподаватель художественной студии во Дворце пионеров, у которого занимались Александр Арефьев, Валентин Громов, Владимир Шагин и другие ярчайшие фигуры неофициального искусства. В 1956 году Олег поступил в Среднюю художественную школу при Академии художеств.  «Там он сразу обратил на себя внимание и учеников, и учителей – вспоминает его друг Олег Фронтинский – В пятнадцать лет у него уже была репутация гения».  Одним из главных эстетических потрясений своей юности Григорьев считал  выставку Пабло Пикассо (1956), открывшую  ему, что «искусство не подражание жизни, а иная жизнь, в которой все можно».  Влияние Пикассо и Миро стало все отчетливей проступать в работах Григорьева, что, естественно, встречало отпор у наставников-соцреалистов. В конечном счете, Григорьев, подобно «арефьевцам», был отчислен их СШХ за формализм. Его «изгнали за то, что рисовал не то и не так. За то, что был насмешлив и скандален. За то, что имел особый взгляд, улавливающий смешную и трагичную алогичность жизни» — рассказывает Михаил Яснов. В дальнейшем поэтическое творчество оттеснило занятия изобразительным искусством на второй план. Тем не менее, Григорьев никогда не забывал про блокнот и карандаш. Об этом свидетельствует  ряд виртуозных натурных рисунков 1970-х годов с изображением животных — собак, крыс, птиц,  змей.  Многие из них были сделаны во время работы Григорьева вахтером на железнодорожной станции Предпортовая. Он мечтал  иллюстрировать свои книги, однако, отсутствие законченного художественного образования становилось непреодолимым препятствием в глазах редакции издательства «Детская литература». Художник Валерий Дмитрюк, оформивший вторую книгу Григорьева «Витамин роста» (1980), свидетельствует об этом: « Стало ясно главное: ему самому хочется иллюстрировать свои книжки. Но не дают. А все другие художники ему не очень нравятся. Но что поделаешь. Впрямую он этого не говорил, но было очевидно». Наследие Олега Григорьева-художника насчитывает порядка 350 работ, большая часть из них — графика. По словам искусствоведа Любови Гуревич, «выразительность работ Григорьева — не экспрессия как передача эмоционального перевозбуждения, достигаемая усилением цвета, жеста, деформацией формы, — но сила и своеобычность его образности».  

В коллекции нашего аукциона представлены работы Олега Григорьева из собрания его друзей Олега Фронтинского и Юлии Горской, охватывающие продолжительный период — от акварели «Вид из Академии художеств на мост лейтенанта Шмидта» (1950-е, время учебы в СШХ) до характерных  «Собак» (1970-е).