“Мулета” - красная тряпка Владимира Котлярова Толстого

Парижский архив самого дерзкого - и по форме, и по содержанию – издания русской эмиграции выставлен на торги, которые проведет 26 февраля в Аукционный дом “Антиквариум”.

Один только перечень имен, вошедших в аукционную коллекцию «Нонконформисты русской эмиграции. Автографы, письма, графика, самиздат, фотографии из архива альманаха «Мулета», свидетельствует о ее историко-культурной значимости.  Литераторы и художники, среди которых Генрих Сапгир, Эдуард Лимонов, Алексей Хвостенко, Анри Волохонский, Константин Кузьминский, Елена Щапова, Наталья Медведева, Александр Зиновьев, Евгений Хорват, Илья Бокштейн, Алесандр Башлачев, Евгений Харитонов, Юрий Мамлеев, Анатолий Зверев, Комар и Меламид, Юрий Купер, Оскар Рабин, Михаил Рогинский, Эдуард Штейнберг, Вагрич Бахчанян, Елена Сарни, Валерий и Римма Герловины, Свен Гундлах, Генрих Худяков, - определили облик российской неофициальной культуры.

Создателем, издателем и идейным вдохновителем альманаха был Владимир Котляров Толстый (1937—2013) - одна из самых ярких фигур эмиграции третьей волны. Покидая СССР в 1979 году, искусствовед и успешный реставратор Котляров оставил в семейной нише на Донском кладбище кенотаф со своим именем и годами жизни "1937–1979".  В Париже он фактически родился заново. Как художник, издатель и артист. Как Толстый.

В начале мая 1981 года многочисленные туристы и жители Рима могли наблюдать странную картину: по чаше фонтана Треви перемещался обнаженный, с раскрашенным телом человек, выкрикивая на шести языках «Итальянцы, берегите Папу!». Подоспевшие карабинеры схватили возмутителя общественного спокойствия и на несколько дней - пока шло судебное разбирательство - отправили в тюрьму. А еще через несколько дней о Tolsty - устроителе уличного перформанса с элементами боди-арта - и его предчувствии знала вся католическая Италия - на Иоанна Павла II было совершено покушение. 

Так Толстый первым из соотечественников, оказавшихся на других берегах, начал осваивать искусство провокации. Влюбленный в корриду, он видел себя издателем-матадором, а свой альманах - мулетой, красной тряпкой, будоражащей тех, кто пытается бурлящий поток искусства превратить в комфортный неподвижный водоем.

От первого вышедшего в 1984 году номера и до последнего выпуска ерническая, хулиганская «Мулета» повергала в шок эмигрантский истеблишмент - от сотрудников «Континента» до редакции газеты «Русская мысль». Ее ненормативная лексика, дизайн, на два десятилетия опередивший новации ХХI века, свобода от идеологических догм, откровенный эротизм действовали на определенную аудиторию как красная тряпка.

По свидетельству М.В. Розановой, «Мулета» не брала деньги ни от одной из государственных структур, существовала сама по себе, являя русский авангард в парижской оболочке. Альманах оставался «вне политики», в том числе и в искусстве. Его ведущей установкой было безграничное доверие к таланту и личности авторов. Сподвижниками Толстого стали ярчайшие, как и он, индивидуалисты, мятежники и хулиганы от искусства — Константин Кузьминский, Эдуард Лимонов, Вагрич Бахчанян, Алексей Хвостенко, Анри Волохонский, Елена Щапова, Наталия Медведева.  И за несколько лет издание изменило литературно-художественный ландшафт русской эмиграции.

 Всю свою жизнь Толстый фонтанировал новаторскими идеями, пытаясь совершить переворот в искусствознании, живописи, концептуализме, акционизме, поэзии, публицистике, издательском деле, философии, актерском мастерстве и даже археологии. Многое ему удалось.

Он вынырнул со дна жизни, где оказался сразу после эмиграции, французским поэтом, ценимым местными стихотворцами, и востребованным актером. На его счету — 40 фильмов, снятых не только по Франции. В "Королеве Марго" (1994) Толстый сыграл палача, восхитив свою партнершу Изабель Аджани. Репетируя главную роль в "Угольной пыли" (1990) Эрика Барбье, четыре месяца провел на ринге, где оказался впервые, когда ему было 53 года.

Толстый со времен жизни в СССР умел держать удар.  Его спасительной броней было жизнелюбие, не раз спасавшее в самых драматических ситуациях. И оно же оказалось источником и составной частью придуманного Толстым направления под названием вивризм. От французского vivre – жизнь.

Вивризм утверждал, что жизнь и искусство – одно и то же, что творческая и житейская биография художника должны слиться в акте артистического самосожжения. Что каждый свой поступок творец обращает в художественное произведение. Сам Толстый так и делал - свои письма многочисленным адресатам он оформлял как коллажи, став первым русским мейл-артистом, работы которого ныне хранятся в музеях. Он расписывал бутылочные пробки, шляпы, галстуки, манекены, превращая их в произведения изобразительного искусства. Презирая как футуристы и дадаисты дух наживы, в 1995 году Толстый изобрел новое направление в живописи: начал «уничтожать» деньги,  покрывая банкноты политическими и философскими текстами, писал  на купюрах разных стран рельефные, мерцающие стихи-манифесты, переводя их тем самым в разряд “вечных ценностей”. 

Жизнелюбие проявлялось и на бытовом уровне. В доме гурманов Котляровых непрерывно кого-то потчевали, одна компания друзей сменялась другой, у них всегда кто-то получал приют и ночлег. Неудивительно, что с Толстым и его верной женой, соратницей и помощницей Людмилой был знаком весь цвет русской эмиграции. Художники и поэты, артисты и мыслители в их доме находили пищу духовную и телесную, спорили и восхищались друг другом. И оставляли на память хозяевам альбомы и книги с дарственными надписями, фотографии и рисунки. Портретами Толстого, выполненными разными художниками, увешаны все стены в их гостиной.

Часть предметов из архива «Мулеты» представлена в аукционной коллекции “Антиквариума”.

Посетить предаукционную выставку и торги можно по адресу Москва, ул. Садовая-Кудринская, 25, галерея «Антиквариум».

Начало аукциона 15:00, 26 февраля 2022.