"Про.Искусство": От Бенуа до Шейнциса: русский театральный эскиз на аукционе «Антиквариума»

Не стоит село без праведника, а театр – без художника. По словам  известного режиссера  Алексея Дикого, он должен «…вести за собой спектакль, взять как бы первую партию в оркестре». Работа художника – не просто визуальное дополнение спектакля, но насыщение его внутренним стержнем, благодаря которому все компоненты обретают синтетическое единство и воздействуют на зрителя, заставляя его поверить в то, что  в мире сейчас есть одна правда – правда происходящего на сцене.  Убедиться в этом можно будет 1 июля, на торгах аукционного дома «Антиквариум». В отдельном разделе аукциона — «Русский театральный эскиз» — собраны   эскизы декораций и театральных костюмов крупнейших отечественных мастеров минувшего столетия, творческая деятельность которых была неразрывно связана с кулисами и подмостками. «Гвоздем программы» станут работы выдающегося живописца, одного из отцов-основателей «Мира искусства» Александра Бенуа. Особо отметим эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Ее премьерой на сцене парижской «Гранд-Опера» открывались дягилевские «Русские сезоны» 1908 года. «Спектакль, по словам Дягилева, невозможно было описать. Париж был потрясен. Публика в холодно-нарядной Опера переродилась: люди взбирались на кресла, с исступлении кричали, стучали, махали платками, плакали в несдержанно-азиатском, а не в сдержанно-европейском восторге. Русский гений завоевал столицу мира и весь мир. Европа приняла в себя, впитала Мусоргского (…) и приняла, впитала в себя Шаляпина, его громадное чудо, его громадный гений. (…) Большой успех имели также и декорации Головина и Юона, и особенно четвертая картина – Александра Бенуа» — рассказывал в своих мемуарах Сергей Лифарь. Другие работы Бенуа относятся к его эмигрантскому периоду, в частности, — эскиз женского костюма к постановке «Садко» Николая Римского-Корсакова в Ла Скала (1937), эскизы декораций к постановкам опер «Богема»  Пучинни (1946) и «Сомнабулла»  Белини (1952).

Во второй части раздела представлена обширная подборка работ театральных художников, трудившихся в Советском Союзе.  Значительный временной охват позволяет проследить стилистическую трансформацию — от авангарда к сталинскому неоклассицизму. Началом 1920-х гг. датированы эскизы Вадима Рындина, оформителя постановок ведущих столичных театров и третьего мужа легендарной примы Галины Улановой. С рядом центральных и республиканских театров сотрудничал Яков Штоффер, но особую память о себе художник оставил в Средней Азии — он   находился там в эвакуации в годы Великой Отечественной войны и стоял у истоков киргизского театрально-декоративного искусства. В каталоге аукциона содержатся его работы 1930-1940-хт гг., в их числе — эскиз декораций к постановке «Фауста» (1949) для Большого театра. Многолетним главным художником и  автором знаменитого «золотого» занавеса главного театра страны был Федор Федоровский, представленный эскизами декораций к и «Борису Годунову» Мусоргского (1926) и «Ивану Сусанину» Глинки (1938). Дело отца продолжила  его дочь Нонна – с молотка уйдут ее эскизы костюмов к «Князю Игорю»  Бородина (1975). Венчают коллекцию пять эскизов декораций к спектаклю «Эскромпт для господина де Мольера» кисти Олега Шейнциса, двукратного лауреата «Золотой маски», сценографа и главного художника «Ленкома» Марка Захарова. Именно Шейнцис оформил такие важнейшие постановки театра, как «Юнона и Авость», «Чайка», «Безумный день, или женитьба Фигаро».


Про.Искусство

26.06.2017