Итоги торгов «Антиквариума» 17 февраля


Удачные февральские торги открылись продажей огромной коллекции одним лотом


На 17 февраля аукционный дом «Антиквариум» назначил даже не две сессии торгов, а два полноценных аукциона.


    Торги субботнего дня начались с продажи нью-йоркского архива «Русский самовар». Эта коллекция более чем из семисот предметов, пятьдесят из которых связаны с именем Иосифа Бродского, а остальные — с Михаилом Беломлинским, Михаилом Шемякиным, Ильей Кабаковым и другими знаковыми фигурами своего времени. Собрание было предложено на аукцион одним лотом, поскольку до аукциона поступали предложения выкупить его целиком. Такое событие естественно не прошло незамеченным: только в зале было более двух с половиной десятков человек, не говоря уже о наблюдателях в Сети. Игра началась с заочного бида в 300 тыс. у. е. и после борьбы заочной ставки с телефоном и залом закончилась победой последнего: коллекция была продана за 320 тыс. у. е.


    После небольшого перерыва открылись вторые торги. Каталог аукциона «Автографы, письма, рукописи из личных архивов. Петербургская коллекция. Бронзовый век» содержал 248 лотов, и, как следует из наименования, подборка оказалась многосторонней. Лоты, связанные с Иосифом Бродским, не обошли и этот аукцион и соседствовали с произведениями ведущих художников неформального искусства, дневниками, рукописями, а так же со значительным количеством предметов, составивших «Петербургскую коллекцию».


    В результате торга, продолжавшегося два с половиной часа, с одной технической паузой, из 248 разыграть получилось 172 лота, или 69,3 % каталога. Залу досталось 66,8 % проданного, интернет отвоевал 26,2 %, по заочным ставкам было выиграно только 7 % лотов, а телефонных участников в этот раз просто не было. Суммарная выручка тоже получилась довольно приличной: 6,9 млн руб., или 50,4 % от общего среднего эстимейта.


    Лидерство в рекордах этого аукциона не без боя удалось отвоевать «говорильному» блокноту писателя Венедикта Васильевича Ерофеева, с помощью которого он общался с миром в последние годы своей жизни. Небольшой блокнот на пружине изначально оценивался в 1–1,5 млн руб., однако в процессе торгов именно этот лот открыл «день скидок»: стартовую цену 1 млн руб. участники не поддержали, поэтому, с подачи организаторов торгов, аукционист стала постепенно снижать первую ставку и дошла до 550 тыс. руб. Эту цифру зал и интернет-участники сочли для себя приемлемой и начали торговаться. В ходе борьбы зала и интернета цена блокнота поднялась до 700 тыс. руб., за которые лот и был выигран игроком в Сети.


    Второе место досталось лоту, достойному внимания всех любителей жанра фэнтези и изобразительного искусства: лот включал себя тридцать оригинальных иллюстраций Михаила Самуиловича Беломлинского для первого русскоязычного издания произведения Джона Рональда Руэла Толкина «Хо́ббит, или Туда и обратно», сопровождающихся авторским макетом будущей книги. Эта сравнительно небольшая подборка графики, выполненной тушью, отличается от множества других иллюстраций: основным прототипом для образа главного героя послужил актер Евгений Леонов, что выделяет издание среди всех ему подобных, оставаясь любимым для многих поколений читателей. Представленный публике с эстимейтом в 300–400 тыс. руб., этот лот крайне удачно достался участнику в зале за 480 тыс. руб., обошедшему интернет-игроков и заочную ставку.


    На третьем месте оказалась еще одна подборка, связанная с Венедиктом Ерофеевым, а именно бумаги из личной переписки: четыре письма к Галине Носовой и семь ответных писем от нее, все датированные 1976 годом. Его предварительная оценка была не очень высока (50–100 тыс. руб.), особенно в сравнении с другими предметами, напрямую относящимися к жизни известного писателя, но продажа оказалась успешной: не рискуя торговаться за дорогостоящие топ-лоты с миллионными эстимейтами, участники вволю поборолись за эту подборку, подняв ее стоимость до 310 тыс. руб.


    Ровно тем же подходом воспользовались участники и в отношении лота 121, в котором были представлены дневниковые записи того же Венедикта Ерофеева. Хотя собственноручные черновые записи и не смогли попасть в топ-пять, разница эстимейта и цены продажи все равно оказалось существенной: лот, оцененный в 35–50 тыс. руб., ушел с торгов за 180 тыс. руб. В целом из двенадцати лотов с пометой «из архива Венедикта Ерофеева», было продано семь, что определенно можно считать хорошим результатом.



    Отдельным блоком на аукционе были выставлены неофициальные художники «Бронзового века». Из сорока четырех лотов живописи и графики к новым владельцам ушло чуть меньше половины — девятнадцать, поэтому можно с легкостью представить еще один топ продаж на этот раз для изобразительного искусства.


    Первым среди равных оказался лист с серией эскизов черным фломастером руки Оскара Рабина, выигранный участником из Сети за 140 тыс. руб. — вдвое выше нижнего эстимейста.


    Второе место заняла шелкография Комара и Меламида «Наш флаг», нумерованная шестым экземпляром из двенадцати. При чуть более скромном, чем у работы Рабина, нижнем эстимейте в 60 тыс. руб., их произведение было отвоевано участником в зале за 100 тыс. руб. у заочной ставки и сетевых игроков.


    Почетное третье место оказалось у живописного полотна Константина Александровича Батынкова «Самолет». Поборовшись немного с заочной ставкой, игрок в зале заполучил живопись на один из фирменный авторских сюжетов за 70 тыс. руб.


Александра Манойлович, AI