Аукцион «К столетию революции» в «Антиквариуме» собрал полный зал и больше 59 миллионов рублей. Дело ли в подборке, или в том, что часть аукциона, как и обещали, провел известный адвокат и коллекционер Александр Добровинский, но в аукционном зале «Антиквариума» в антикварном центре на Садово-Кудринской в минувшую субботу яблоку негде было упасть. Скорее всего, сыграли свою роль оба фактора. Одних только лотов с семизначной оценкой в каталоге было под три десятка. Причем большинство из них были проданы. Суммарная выручка составила 59,1 млн руб., или 74 % от среднего суммарного эстимейта. С молотка ушло 236 лотов из 360 (66 %).
Каталог аукциона «К столетию революции» был поделен на две неравные части: первая часть, под названием «Российская империя», состояла из 81 лота, а вторая — «Советская Россия» — из 279 лотов. Впрочем выручка по итогам продаж лотов меньшего по объему дореволюционного стринга составила 75 % от суммарной выручки всего аукциона — 44,4 млн руб. Многие лоты ушли с торгом. А поторговаться было за что: в подборке были представлены редкие книги, иконы, произведения холмогорских косторезов, кабинетная бронза (включая пять скульптур Евгения Лансере), художественное стекло, серебро и эмали.
В букинистической подборке топ-лотом стал, во-первых, коронационный альбом Александра II и Императрицы Марии Александровны. Парадная книга, вышедшая тиражом всего 200 экземпляров, в споре телефона и интернета дошла до цены молотка 3,6 млн руб. (оценка 3–5 млн руб.). А во-вторых, за те же 3,6 млн руб. было куплено роскошное издание «История и памятники византийской эмали: Из собрания А. В. Звенигородского» — 70-й экземпляр, принадлежавший Карлу Васильевичу Струве (оценка лота 3–5 млн. руб.).
До 900 тыс. руб. со старта в 600 тыс. руб. торговались за книгу петровской эпохи «Полидора Вергилия Урбинского восемь книг о изобретателях вещей» ([М.], 5 мая 1720). Сочинение М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии, или рудных дел» (СПб.: Печ. при Имп. Акад. наук, 1763) было куплено за 260 тыс. руб. За 700 тыс. руб. ушла книга о путешествии Екатерины II в Белорусское наместничество «Топографические примечания…» ([СПб.]: При Имп. Академии наук, [1780]).
В подборке икон за 1,2 млн руб. была продана редкая икона «Сотворение Адама и Евы» конца XVI — начала XVII в. (оценка 1–1,8 млн руб.). За 1 млн руб. досталась новому владельцу, сделавшему ставку через Интернет, икона «Казанская Божья Матерь» 1777 года в оригинальном киоте (оценка 1–1,5 млн руб.). За 1,1 млн руб. онлайн-игрок приобрел редкую икону «Святые мученики Кирик и Улита» (оценка 1–1,5 млн руб.). За 1,7 млн руб. была куплена икона «Воскресение Христово» (оценка 1,5–2,5 млн руб.). А икона «Иверской Пресвятой Богородицы» в киоте ушла за 1,5 млн руб. (оценка 1,2–2 млн руб.). Одной из наиболее оригинальных была вырезанная из моржовой кости холмогорскими мастерами в начале XIX века икона «Тайная вечеря». Торг за нее шел между двумя очными игроками и интернетом. Доторговались с 500 тыс. до 950 тыс. руб. Всего же в стринге икон из 22 лотов продано было 15, причем большая часть из них была куплена через Интернет.
Тему холмогорской резьбы по кости продолжает картина «Прощание с императором Александром I». За этот выдающийся образец косторезного мастерства, выполненный умельцами из Архангельской губернии по гравюре А. Афанасьева в 1820-х годах, торговались очный и телефонный участник. Цена молотка составила 2 млн руб. (оценка 1,5–2,5 млн руб.). Лот достался залу.
Из 9 лотов кабинетной бронзы — скульптур по моделям Е. А. Лансере, В. Я. Грачева, А. М. Вольфа и Н. И. Либериха — куплено было 7 на общую сумму 7,46 млн руб. Нашли новых владельцев четыре из пяти работ Евгения Лансере. Самой дорогой стала его скульптурная композиция «Возвращение с поля крестьян» (Россия, Санкт-Петербург, 1890-е), выиграла ставка 2,1 млн руб. (оценка 2–3 млн руб.). И, кстати, все произведения кабинетной бронзы куплены были через Интернет.
Три декоративных тарелки эпохи Николая I, входящие в серию из 60 тарелок с изображением военных сюжетов (ИФЗ, 1830), стали топ-лотами в стринге фарфора. По 1,4 млн руб. заплатил телефонный покупатель за две декоративные тарелки «2-й Уланский полк» (оценка 1,2–2 млн руб.). А тарелка «Гренадерский полк Кайзера Франца. Унтер-офицер» из этой же серии ушла к новому владельцу за 1,2 млн руб. (оценка 1,2–2 млн руб.).
В стринге изделий из серебра и стекла за 850 тыс. руб. онлайн-участником были куплены серебряные кувшин и поднос 1896–1908 гг., украшенные многоцветными эмалями по скани московским мастером Николаем Васильевичем Алексеевым (оценка 0,8–1,2 млн руб.). А за 2 млн руб. были проданы по старту в Интернет парные хрустальные кувшины с серебряными крышками в виде голов сов фирмы Карла Фаберже (Москва, 1908–1917). Еще один лот, достигший семизначной цены молотка, — фруктовая ваза с серебряным основанием и чашей, вырезанной из нефрита (оценка 1–1,5 млн руб.; цена 1 млн руб.)
В финале дореволюционного раздела каталога борьба развернулась за уникальную коллекцию изделий из стекла из известного собрания. 29 наименований (как отдельные предметы, так и целые сервизы) предлагались единым лотом. Оценка оглашена не была. Торговаться начали телефонный и онлайн-игроки. Дошли до 6,3 млн руб., но увы: резервная цена так и не была участниками достигнута, и лот сняли с торгов. Не нашли новых владельцев и футуристические издания Велимира Хлебникова и Алексея Крученых.
На этом дореволюционная эпоха уступила место эпохе советской, а аукционистка Ксения передала аукционный молоток Александру Андреевичу Добровинскому, чье артистичное и профессиональное ведение стало, безусловно, одним из главных украшений минувших торгов. В разделе «Советская Россия» продано было 183 лота из 279 (65,6 %), выручка достигла 14,65 млн руб. (72,6 % от среднего суммарного эстимейта). Подборка была разнообразнейшая: газеты, брошюры, книги, фарфор, плакаты, картины, рисунки, мебель, фотографии, значки, скульптуры и даже кандалы.
Топ-лотом второй части торгов и всего аукциона стала большая живописная работа «На стадионе. Соревнования Осоавиахима» 1929 года кисти художника Виктора Перельмана (1892–1967), члена АХРР, ученика К. А. Коровина и А. Е. Архипова. Лот был куплен по старту за 5 млн руб. (оценка 5–7 млн руб.). А кроме того, в стринге изобразительного искусства упомянуть можно продажу за 1 млн руб. тушевого рисунка Ю. П. Анненкова «Парижанка» 1920-х годов (оценка 0,7–1,2 млн руб.) и портрет Владимира Маяковского, написанный в стиле соцреализма Вячеславом Мариупольским (оценка 200–300 тыс. руб.; цена 220 тыс. руб.). Нашли новых владельцев и две работы современного художника Александра Жерноклюева из цикла «Красные матросы» (цена молотка 500 тыс. руб. и 300 тыс. руб.). А за 65 тыс. руб. была продана классическая работа представителя соц-арта Александра Косолапова «Ленин — Кока-кола» (оценка 60–100 тыс. руб.).
Еще одна категория лотов, пользовавшаяся спросом, плакаты периода Гражданской войны и первых лет Советской власти. За 140 тыс. руб. при старте с 50 тыс. руб. ушел плакат РОСТА предположительно 1920 года «Слон и моська». А плакат РОСТА «На польский фронт. Под винтовку! Мигом!» авторства В. Маяковского поднялся в цене с 50 до 135 тыс. руб. Наконец, за плакат «Красный командир всегда ведет Красную Армию к победам...» новый владелец заплатил 90 тыс. руб. при старте всего с 20 тыс. руб. С азартом раскупали и газеты периода революции, цены на которые варьировались от нескольких тысяч рублей до полутора сотен тысяч рублей.
Комплект из 26 нагрудных знаков «Отличники Советской армии» (1942–1955) был куплен по верхней границе эстимейта за 150 тыс. руб. (оценка 100–150 тыс. руб.). Нагрудный знак «Заслуженный работник НКВД» 1940-х годов ушел к новому владельцу за 130 тыс. руб. (оценка 120–180 тыс. руб.).
Наконец, гостевой альбом поэта Зиновия Вальшонка — так называемая «Зеленая книга», в которой оставили свои рисунки, посвящения, стихотворения Белла Ахмадулина, Вагрич Бахчанян, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Даниил Гранин, Игорь Холин и многие другие, был куплен за 440 тыс. руб. при оценке 400–800 тыс. руб.