Борис Иванов в своей ретроспективной статье о премии сетовал, что во многих мемуарах и литературоведческих исследованиях о советской литературе постсталинской эпохи, основное внимание уделяется «шестидесятникам», тогда как о поколении «тёмных семидесятых», многие представители которого были отмечены премией А. Белого, сказано куда меньше и отстраненнее. Между тем, именно это поколение стояло у истоков и во многом определило облик новейшей отечественной литературы. «Семидесятники» уже не питали никаких иллюзий, касавшихся обновления и гуманизации социалистического строя – тех иллюзий, крушение которых стало духовной драмой, если не крахом «шестидесятничества», - и писали по сути «в стол», ибо тиражи самиздатовских копий и конспиративно попадавшие в страну экземпляры «тамиздата» никак не могли конкурировать с тиражами официально издаваемых писателей. Однако, парадоксальным образом, такая «подпольность» бытования только способствовала расширению творческой свободы, и, по словам все того же Иванова, независимые писатели «произвели радикальное тематическое и эстетическое обновление русской литературы».
Инициаторы премии в далеком уже 1978 году, давая ей имя Андрея Белого, помимо очевидной постмодернистской игры (напомним, водка в повседневном словоупотреблении звалась «белым»), отдавали дань многогранной и универсальной личности одного из столпов Серебряного века – поэта, прозаика и литературоведа. Возможно, подспудно их привлекал и тот образ Андрея Белого, сохраненный в записках его современников, - образ подлинного творца, мечтателя о горних мирах, непритязательного и даже чудаковатого в быту, навевавшего аллюзии к древнегреческому философу Фалесу, который как-то оступился и упал в колодезь, заглядевшись на звездное небо. Так, художник Юрий Анненков вспоминал о своих прогулках с Белым в голодном, разрушенном и фантасмагорическом Петрограде зимы 1919 года, когда Белого - «седые локоны на ветру, сумасшедшие детские глаза на лице», жалкие тряпочки, которыми была обмотана его продрогшая шея, - среди всей этой бытовой разрухи удручало лишь одно:
« - Чернил! – вскрикнул Белый – Хоть одну баночку чернил и какой-нибудь обрывок бумаги! Я не умею писать на снегу!»
Конечно, в 1970-е годы бытовая обстановка и жизненные условия были куда благополучней, нежели в годы гражданской войны, но, тем не менее, писатель, избиравший свободу в тоталитарном государстве, отказывавшийся играть по навязанным ему извне правилам и руководствовавшийся лишь одним императивом – ничем не ограничивать свои творческие поиски, расширять границы смысла и возможности восприятия, обрекал себя на существование в крайне стеснённых обстоятельствах. Многие из лауреатов премии прошли через идеологическую проработку, бедность на грани нищеты, трудились кочегарами, сторожами, дворниками, перебивались халтурами во второстепенной периодике, но себе не изменили. В наши дни они получили заслуженное признание, поэтому, закономерен и логичен интерес к их архивам, изданиям и фотодокументам со стороны коллекционеров. Лауреатами этой премии за 30 с лишними лет стали – поэты В. Кривулин, А. Драгомощенко, Е Шварц, В. Алейников, А. Миронов, О. Седакова, А. Парщиков, В. Эрль, Г. Айги, И. Жданов, А. Горнон, В. Филиппов, В. Некрасов, Я. Могутин, Н. Кононов, прозаики Б. Дышленко, Саша Соколов, В. Аксенов, художники и литераторы А. Таршис (Ры Никонова), С. Сигей, Б. Кудряков, Л. Богданов, издатели и стихотворцы К. Кузьминский («У голубой лагуны»), С. Стратановский (журнал «Обводный канал»), Д. Волчек («Митин журнал»).