«Мне было очень
плохо, – признавалась Анна Ахматова, – ведь я тринадцать лет не писала стихов,
вы подумайте – тринадцать лет! Всего тридцать стихотворений за все время, а в
некоторые годы – годы! – ни одного». Там, в Фонтанном доме, где ныне находится
музей ее имени, больше десятилетия длилось поэтическое молчание. Впервые вступив
в пространство комнат, теперь неразрывно связанных с ее именем, она вряд ли
предполагала, что задержится здесь навсегда, и уж тем более, какую цену ей
придется заплатить за попытку личного счастья.
В октябре 1922
года Ахматова пришла в гости к Николаю Пунину, которого знавала еще по Царскому
селу, где он, как и ее первый муж Николай Гумилев, учился в гимназии, возглавляемой
еще одним поэтом – Иннокентием Анненским. «Какая странная и ровная пустота, - исповедовался дневнику Пунин, - там, где ты
еще час назад наполняла все комнаты и меняла размеры всех вещей. - «Рад, что я
пришла?» - Я не рад, я счастлив полным белым счастием, так что все стало тихим
и чистым, как в снегу, словно это сама зима явилась ко мне в гости, только теплая».
Их роман длился
шестнадцать лет. Из которых тринадцать «поэт местного, царскосельского
значения", как в раздражении назвал Ахматову ее гражданский муж, мучился
немотой. Разрыв и хлынувший вслед ему лирический поток, будто сдерживаемый
доселе незримой плотиной, проявили совершенно другую литературную фигуру – «музу
плача», трагическую, скупую в скорби и величественную.
Спустя
двадцать лет, даря вышедший после долгого перерыва сборник Лидии Гинзбург - человеку, входившему в круг ближайших друзей,
- Ахматова впишет на странице со стихотворением «И как всегда бывает в дни
разлуки…» первую и последнюю часть неопубликованного полностью триптиха «Разрыв».
Чтобы «Последний тост» - одно из самых значимых ее произведений – сохранил в
книге свою, десятилетием настоянную, терпкую горечь. Гинзбург, с которой
Ахматова познакомилась в тот же год, что и с Пуниным, хорошо знала, сгустком
каких переживаний были эти знаменитые теперь строки:
Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоем,
И за тебя я пью, —
За ложь меня предавших
губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что Бог не спас.
Сборник
«Стихотворения» Анны Ахматовой (1958) с дарственной надписью Лидии Гинзбург,
автографами двух стихотворений, авторской правкой и датировкой, представлен в «Петербургской
коллекции» на аукционе 18 февраля.