Письма ведущих прозаиков второй половины ХХ века Василя Быкова и Виктора Астафьева, а также книги с автографами ключевых имен отечественной литературы последних десятилетий из архива писателя Сергея Каледина и его первой жены Ольги Ляуэр будут представлены 22 апреля на аукционе «Антиквариума».
Путь Сергея Каледина
в большую литературу — тернистый. Его имя, быстро сделавшееся известным, впервые
появилось на страницах «толстых» журналов в 1987 году. Писать он начал раньше, однако,
ждать официального дебюта пришлось без малого десять лет. Первая повесть – «Смиренное кладбище» (1979) стала
дипломной работой Каледина в Литературном институте. Она получила высокие
оценки комиссии, но в силу своего содержания – а выпускник художественно
воссоздал личный опыт труда могильщиком, описав закулисье кладбища и
воздействие смерти на людей, для которых ежедневное соприкосновение с нею – обыденность,
- отвергалась всеми редакциями с формулировкой: «Лежит в стороне от
магистральной линии развития русской и советской литературы». Василь Быков после ознакомления с
рукописью «Смиренного кладбища» подбадривал в письме молодого коллегу по цеху: «Я по-прежнему считаю повесть очень
талантливой, правдивой, новой по теме и проблематике, написанной емко, точно,
интересно. Но ведь это то самое, что и отпугивает читателей от нее». Меткое
замечание: далеко не каждому читателю дано вслед за Калединым заглянуть в
«дальние углы жизни», погрузиться в мир безжалостный, описанный с бескомпромиссной
достоверностью, подчас крайне физиологично. Неудивительно, что недоброжелатели
навесили на прозаика ярлык «чернушника». Сам писатель, отвечая на этот упрек,
говорил, что никогда не стремился нарочно сгущать краски, эпатировать и
запугивать читателя. Все дело в зрении художника, а глаза Каледина цепкие и
беспристрастные, не упускающие никакой, пусть и «антихудожественной», детали. Его
кредо традиционно – это предельно честный реализм: «Я пишу только то, что
прожил сам… Завидую тем, кто может что-то приврать. Мне все приходится брать из
собственной биографии». А жизненный опыт писателя богат и многообразен. Сам Каледин
с некоторым кокетством признается: «Писателем я становится не хотел. Я хотел
быть ну не столько хулиганом, сколько бездельником, может быть, слегка
пьяницей, может быть, не слегка. Я был…совсем безбашенным». Однако, потребность
сказать «во весь голос» и художественно осмыслить пережитое, каким бы оно
тяжелым не было – а литература тут своего рода терапия – заставила взяться за
перо. В «Стройбате» отражен армейский опыт, в «Попе и работнике» - впечатления от работы сторожем и истопником
при сельской церкви, «Шабашке Глеба
Богдышева» - история одной из монтажных «шабашек», наконец, в «Коридоре» - по рассказам родных и детским и юношеским
воспоминаниям Каледин воссоздал историю нескольких поколений своей семьи. Еще один
мотив, влекущий к чистому листу и печатной машинке - вера в то, что глагол и
вправду жжет сердца людей. В Перестройку
вера в особую миссию литературы была жива как никогда – впрочем, отечественный дискурс с XIX века был предельно
литературоцентричным. Каледин считает, что «Стройбат», который опубликовать в
«Новом мире» даже в 1989 году стоило больших усилий из-за упорства военной
цензуры, оказал свое терапевтическое воздействие, разрушил стену молчания, а в
армии, особенно в пресловутых стройбатах, началась некоторая гуманизация. Что же касается гражданского значения
литературы в современную эпоху, то Каледин смотрит на этот вопрос скептически,
полагая, что такого всплеска как в перестроечные годы уже не будет. Быть может, поэтому теперь он редко мелькает в
литературной тусовке, сторонится публичности, и большую часть времени проводит
в подмосковной деревне, по его словам, наслаждаясь реализацией пушкинского завета
«по прихоти своей слоняться здесь и там». Тем не менее, литературные занятия он
не оставил и периодически, главным образом, в «Огоньке» появляются его новые
вещи – рассказы или, как он сам их именует, «байки». Некоторые из них составили
его последнюю на сегодня книгу «Черно-белое кино» (2013).