В 1924 году режиссер
Второго МХАТа Алексей Дикий задумал новую, довольно экспериментальную,
постановку. Ее основу должна была составить «низовая», народная театральная традиция,
обязательный элемент всех ярмарок и народных гуляний в прежней России. Дикий
поделился своей идеей с писателем Евгением Замятиным, который нашел ее очень
интересной. Он принялся за работу и довольно быстро написал «Блоху» - «игру в 4
действиях», ставшую, по его определению,
«опытом воссоздания народной комедии». В основу пьесы легли народный
сказ о туляках и стальной блохе и известный рассказ Николая Лескова «Левша», являющийся
литературной обработкой этого плода устного народного творчества. Режиссер принял
пьесу к постановке, начались репетиции. Декорации заказали известному художнику-пейзажисту
Николаю Крымову, с которым театр неоднократно сотрудничал. Дикий увлеченно занимался с актерами, прорисовывал
психологию персонажей, и даже не интересовался, как продвигается работа
художника. По его позднейшему признанию,
это легкомыслие питала традиция мхатовской студии, приучившая «… манкировать
формой, «нейтрально» одевать спектакли». Работа Крымова, тем временем
затянулась: он без конца дорабатывал и переделывал эскизы, и представил их
практически в последний момент. Режиссер по достоинству оценил их образность: «Эскизы были
великолепные. С полотна глядела на нас русская уездная «натуральная» Тула:
низенькие хатки, побуревшие крыши, серое осеннее небо, хмурые тучки, голые,
облетевшие деревья, на одном из них — черная намокшая ворона». Однако режиссер
чувствовал какое-то внутреннее сопротивление, подвох и, еще раз внимательно
изучив эскизы, понял, что они разрушают замысел и концепцию спектакля: «…это было прекрасно, но совсем не то, что
нужно было нам. Ведь мы мыслили себе «Блоху» как балаганное представление,
лубок, почему-то высокомерно заброшенный в наше время». На художественном
совете Дикий заявил, что бракует эскизы Крымова. Дирекция театра была
ошеломлена: время, остававшееся до премьеры, стремительно таяло, и в том
случае, если новые декорации также окажутся неподходящими, спектакль будет
сорван. Но режиссер был непоколебим — он знал одного художника, к которому следует
обратиться и который точно не подведет. Имя этого мастера — Борис Кустодиев. В город на Неве на переговоры был срочно
командирован Евгений Замятин. Несмотря на убежденность режиссера и его
заверение, что в случае неудачи с новыми декорациями он возьмет все издержки на
себя, дирекция театра волновалась: помимо того, что поджимали сроки, было хорошо известно, что Кустодиев тяжело болен и
каждая картина давалась ему с большим трудом.
… Уже десять лет он был
прикован к инвалидному креслу и писал крупные вещи лежа. В 1916 году Кустодиев вновь
оказался на хирургическом столе —
предстояла очередная, самая тяжелая операция по удалению опухоли спинного
мозга. Во время нее врачи поняли, что
предстоит сделать судьбоносный выбор: для удаления опухоли требовалось
перерезать нервные окончания, что означало одно – у художника навсегда
отнимутся ноги или руки. Жена живописца
Юлия, все долгие пять часов тихо ходившая по больничному коридору, на вопрос
хирурга ответила без раздумий – руки. Если не спасти главный инструмент
живописца, его жизнь потеряет смысл…
Неожиданно быстро в
театр пришла посылка из Ленинграда – набитый сверху донизу большой ящик. Режиссер
и члены дирекции обступили его, повисла
напряженная тишина, наконец, кто-то дрожащей рукой принялся его распаковывать. Алексей Дикий так описывал этот волнующий
момент: «Затрещала крышка, открыли ящик — и все ахнули. Это было так ярко, так
точно, что моя роль в качестве режиссера, принимавшего эскизы, свелась к нулю —
мне нечего было исправлять или отвергать. Как будто он, Кустодиев, побывал в
моем сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский
рассказ, одинаково видел его в сценической форме. Он все предусмотрел, ничего
не забыл, вплоть до расписной шкатулки, где хранится «аглицкая нимфозория» —
блоха, до тульской гармоники-ливенки, что вьется, как змеи, как патронная
лента, через плечо русского умельца Левши». Спектакль был спасен, и премьера,
состоявшаяся 11 февраля 1925 года, прошла с большим успехом, став одним из самых
заметных событий того театрального сезона. Режиссер был благодарен художнику,
ведь именно во время работы над «Блохой» кардинально изменилось его мнение о
значении декораций, обрамлении спектакля:
«Художник повел за собой весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре,
послушно и чутко зазвучавшем в унисон (…)
я, кажется, впервые познал, что такое принципиальное единство в театре,
когда все компоненты спектакля бьют и бьют по единой цели, как безошибочно
меткий стрелок».
Год спустя «игра»
Замятина предстала на подмостках ленинградского Большого драматического театра.
Режиссер Николай Монахов без раздумий
обратился к Кустодиеву. Тот не стал повторять свои прошлогодние наработки, а будто
бы взглянул на хорошо знакомую пьесу новыми глазами и нашел для ее сценического
воплощения новые выразительные возможности.
Концепция «Блохи» изменилась: если в московской постановке доминировал лубок, и критики отмечали стремление художника
«довести его до размеров поистине монументальных», то в ленинградской — лубок был подчинен другой народной традиции –
балагану. Специально для этого на сцене БДТ была установлена конструкция,
состоявшая из балаганного деревянного портала и
примитивной сцены, выгороженной полукругом деревянных столбов. На них развесили
яркие полотнища, символизировавшие «географию» действия – «холодную» Тулу, «мокрую» Англию и «водный»
Петербург. Художник стал для неопытного
еще режиссера сопостановщиком и главным консультантом. «Общение с Б. М. Кустодиевым, человеком необычайного
юмора и жизнерадостности, доставило мне много прекрасных творческих минут. Я
совершенно незаметно для себя проводил с Борисом Михайловичем целые часы в
разговорах о том, как должен выглядеть тот или иной персонаж, тот или иной
костюм, та или иная сцена. При каждой встрече мы все меняли, пока наконец не
пришли к последней редакции спектакля» - вспоминал Николай Монахов.
На обеих премьерах режиссеры объявляли о том, что в зале присутствует автор остроумных и ярких декораций. Луч прожектора освещал одну из лож, где в инвалидном кресле, чуть сгорбившись, сидел мужчина средних лет, и с волнением прислушивался к дыханию зала. Зрители неизменно приветствовали его бурной овацией.
На аукционе «Антиквариума», который состоится 22 апреля, будут
представлены две афиши спектакля «Блоха» работы Бориса Кустодиева, украшавшие в
дни премьер московские и ленинградские улицы.