Уникальный альбом поэтессы и переводчицы Веры Аренс с автографами Анны Ахматовой, Николая Пунина и Всеволода Рождественского, рисунком Николая Павлова и других современников - обитателей Петербурга и Царского Села - будет представлен на аукционе 22 апреля.
Осенью 1919 года бывший
генерал Императорского флота, после долгих колебаний оставшийся в Петрограде и вступивший
в недавно образованный Рабоче-Крестьянский Красный Флот, — Евгений Аренс подарил своей дочери Вере карманный альбом в кожаном переплете. На первом листе он процитировал позабытого ныне поэта: «Мысли
походят на трепетных птиц; если их не
изловят тотчас же, то быть может и
никогда их не поймать». Читая эти строки и глядя на начертанную под ними дату, невольно
ловишь себя на мысли, что подарок был причудой пожилого человека - нарочно не
выдумаешь ничего более трагикомичного: будто дочери вовсе не 36 лет, а она - все та же юная гимназистка, хвастающая подругам
заполненным стихами поклонников альбомом; за окном, - по обыкновению, несколько пасмурное царскосельское небо, строгое
изящество дворцов, ели и сосны, густо и колко устилающие низкие пни, стук
пролеток, едущих по Колпинской улице – одним словом, тот привычный семейству
Аренсов фон жизни, той жизни, которая вот уже несколько лет как канула в лету.
В тогдашнем Петрограде, медленно залечивающем нанесённые вихрем истории раны, мысли жителей вовсе не походили на неких «трепетных
птиц». Скорее - на птиц черных, с
хриплым клекотом круживших над тревожной Невой и мрачными домами, стены и окна
которых зияли прорехами, а в них то и
дело прозмеивался свист – и не хотелось измученным обывателям разбирать, чей
это свист – ветра ли иль подворотной пули. Выстрелы, звучащие подчас средь бела
дня, стали такой же привычной обыденностью, как и промозглый северный ветер. Виктор Шкловский с безжалостной
документальностью зафиксировал стылый дух того времени: «Питер живет и мрет просто и не драматично… Кто узнает, как голодали
мы, сколько жертв стоила революция, сколько усилий брал у нее каждый шаг. (…) Была
сломанность и безнадежность. Чтобы жить, нужно было биться, биться каждый день,
за градус тепла стоять в очереди, за чистоту разъедать руки в золе.(…) Один
друг мой топил только книгами. Жена его сидела около железной дымной печурки и
совала, совала в нее журнал за журналом. В других местах горели мебель, двери
из чужих квартир. Это был праздник всесожжения. Разбирали и жгли деревянные
дома. Большие дома пожирали маленькие. В рядах улиц появились глубокие бреши.
Как выбитые зубы, торчали отдельные здания. Появились искусственные развалины.
Город медленно превращался в гравюры Пиранези…». Тем не менее, и в этом
страшном городе не затухали лучи света. Более того, духовная жизнь переживала настоящий подъем, обретала
силу – вопреки обессиливанию физическому.
Словно ниоткуда возникали молодые, зрелые не по годам, авторы: Михаил
Зощенко, Вениамин Каверин, Николай
Тихонов, Всеволод Иванов.
Создавали новые произведения, зачастую – сильнейшие в своем творчестве, признанные мэтры прошлой эпохи – Александр Блок, Анна Ахматова, Федор Сологуб,
Евгений Замятин. Забыв на время о своем художественном
творчестве, энергично действовал Максим
Горький, став самым заметным заступником культуры и людей культуры перед
своими недавними соратниками - большевиками: доставал пайки, находил работу, вытаскивал – когда успешно, когда
нет – из тюрем, наконец, выбивал выездные визы. Бурлила жизнь в легендарном
Доме Искусств, ставшим прибежищем для многих «уплотненных» или вовсе
бесприютных. Исправно заполнялся зал нового Института Живого слова, где читал блестяще
лекции о поэтическом мастерстве Николай Гумилев. Ирина Одоевцева, «первая ученица» последнего, вспоминала: «Как и
чем я питалась, я плохо помню. Конечно, я бывала голодна. Но я научилась не
обращать внимания на голод». Подлинное пиршество – пиршество духа, а корка
хлеба всегда находилась, и ее хватало, чтобы оставались силы писать стихи, или до
зари, при бедном свете керосинки, укутавшись в тулуп, жарко спорить о финале
«Двенадцати»... Такого же склада была и Вера
Аренс. В 1919 году она - уже небезызвестный литератор, чьи рассказы,
стихотворения, переводы и рецензии появлялись на страницах «Солнца России»,
«Вестника Европы» и «Летописи», - как и многие, трудилась в издательстве
«Всемирная литература», одном из многочисленных горьковских начинаний.
Переводила Гете и Гейне под чутким патронажем взыскательного Блока. И без
устали следила за всеми веяниями в культурной жизни, общалась как с именитыми,
так и с делавшими первые шаги в искусстве людьми. Потому и не удивительно, что подаренный ей отцом альбом не пустовал и
постепенно наполнялся записями и рисунками друзей и гостей дома Аренсов. Его
страницы сохранили почерк Всеволода Рождественского, Николая Пунина, Николая Павлова
и др. Подлинная же жемчужина альбома – автограф Анны Ахматовой. Ее появление
там – не просто совпадение места и времени, а нечто большее – знак примирения двух женщин,
примирения после многих лет, если не вражды, то молчаливой, угрюмой холодности.
Примирение, ставшее началом приятельства и взаимоподдержки на протяжении многих
лет.
Они знали друг о друге
давно. В служебную квартиру Евгения Аренса, «салон наук и искусств» для
царскосельской интеллигенции, были вхожи
многие из тех, кто впоследствии внесет значительный вклад в отечественную
культуру. Завсегдатаями «салона» были два Николая, сыгравшие значительную роль
в судьбе Ахматовой – Пунин и Гумилев. Последний был неравнодушен к Вере, одной из «принцесс духа», как шутливо нарекали
гости дочерей гостеприимного начальника Царскосельского адмиралтейства. Именно
ей он посвятил свое стихотворение «Сады души», содержавшее, в частности, такие
строки:
Глаза, как отблеск чистой
серой стали,
Изящный лоб, белей
восточных лилий,
Уста, что никого не
целовали
И никогда ни с кем не
говорили.
«Вера Аренс, тихая и прелестная, «как ангел»,
пользовалась большими симпатиями Николая Степановича» - подтверждал Павел Лукницкий, первый биограф
Гумилева. В 1908 году поэт, получив новый отказ от неприступной Ахматовой, собирается в
Грецию и на Ближний Восток - приглушить сердечную боль, ступив на новые земли,
и зовет с собой Веру. В путь он отправился один, Вера же обещала нагнать его
следом. Обещание свое она не сдержала: в
Афинах Гумилев, наконец, получил письмо, в котором Вера сообщала о
состоявшейся помолвке с инженером Владимиром
Гаккелем… А полтора года спустя Ахматова
приняла новое предложение и стала супругой автора “Путей
конквистадоров”. Пути Веры Аренс и Николая Гумилева разошлись, однако, несостоявшийся
роман не выскальзывал из цепких силков памяти у всех троих. В 1912 году Вера
оставила в своем дневнике пронзительную запись: «Размышляя о том, что хотелось
бы остаться жить в памяти людей после смерти, и отчаявшись оставить большой
исчерпывающий портрет (картину), хочу, чтобы на могильном камне были вырезаны
слова Н. Гумилева о моей красоте». Ахматова, безусловно, знала об увлечении Гумилева
Верой и историю с посвящением «Садов души», но полагала ,что
стихотворение все-таки было обращено к ней. В одной из ее записных книжек
читаем: "У Веры Аренс были глаза ярко-голубые. Вере Аренс Н. С. написал,
что стихи ей, во время нашей ссоры, а мне это стихотворение прислал гораздо
раньше". Трудно сказать определенно, действительно ли это было так,
или во время написания этой заметки
Ахматовой двигало уязвленное самолюбие.
Их тропы вновь сошлись в
1922 году, когда Гумилева уже не было в живых. Ахматова появилась в жизни
Николая Пунина, мужа младшей Вериной сестры - Анны. Семья оказалась на грани
распада. Анна с дочерью Ириной собрались съехать из квартиры в Фонтанном доме и
перебраться на Серпуховскую, к Вере, но, по ряду причин это намерение так и не
было осуществлено. Жизнь Пунина с появлением в ней Ахматовой преобразилась и наполнилась,
по его словам, «белым счастием», однако, он не мог окончательно покинуть жену,
а та, в свою очередь, смирилась с увлечением супруга, надеясь, что оно не
станет продолжительным. Поэтому, скрепя сердце, все жили вместе, и в едином
пространстве как никогда остро ощущалась диалектичность жизни, когда счастье одних причиняло несчастье другим.
Напряженная атмосфера, царившая в Фонтанном доме, стоила Ахматовой долгих лет
творческой немоты, что для поэта равносильно смерти. «Мне было очень плохо, –
признавалась она впоследствии, – ведь я тринадцать лет не писала стихов, вы
подумайте – тринадцать лет!» Вера Аренс конечно же, не смогла сразу же принять Ахматову – сильна
была обида за семью любимой сестры. Но
все же «время лечит», и спустя несколько лет Анна Андреевна и Вера Евгеньевна сблизились.
Свидетельство тому мы находим в альбомах двух ярких женщин эпохи Серебряного
века, хранивших его заветы и мироощущение в новое время, бесконечно от него
далекое. 4 сентября 1933 года Анна Ахматова записывает в альбом Веры Аренс
свое знаменитое стихотворение "Муза" :
Когда я ночью жду ее
прихода,
Жизнь, кажется, висит на
волоске.
Что почести, что юность,
что свобода
Пред милой гостьей с
дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув
покрывало,
Внимательно взглянула на
меня.
Ей говорю: "Ты ль
Данту диктовала
Страницы Ада?"
Отвечает: "Я".
А та - отвечает
экспромтом в альбом Ахматовой:
На перекрестке огненных
дорог,
Вторично встретясь, мы
остановились.
Еще не прозвучал
призывный рог,
Сандалии еще не
износились.
И даль вилась, и месяц,
словно друг,
Глядел на странниц нежно
и лукаво.
Над Вами меркнул, но
светился круг
Сияньем, что зовется
славой.
Женщин сблизила не только
пришедшая с годами мудрость , но и сродные личные горести, выпавшие на их
хрупкие плечи. В том же 1933 году впервые арестовали сына Ахматовой – Льва Гумилева, а год спустя, когда после убийства Кирова по
стране прокатилась волна арестов, пришли за братом Веры. Льва Аренса приговорили к пяти годам лагерей с отбыванием срока в
Медвежьей горе, а его жену Сарру с младшим сыном сослали в
Астрахань. Сына Игоря взяли под
крыло Пунины, а четырнадцатилетнего Евгения
— его тетка Вера.
… Ахматова расстанется с Пуниным в 1938 году. Переживания,
сопряженные с разрывом, стали катализатором ее творчества. Молчание прерывается и она создает
сильнейшие стихи, а одной декабрьской ночью к ней приходит ее главная – «Поэма
без героя»… А дальше – была война. Все страшные
900 дней блокадных дней Вера Аренс провела в Ленинграде и выжила лишь чудом. От голода и болезней умерли
ее муж, его сестра и племянница. После войны
жизнь легче не стала, напротив – была серой и скудной, хранящей отметины
пережитых утрат и наполненной горьким ощущением приближающейся безрадостной
старости. Ее переводы уже давно не публиковались, средств оставалось крайне мало.
Помогали, как могли, родственники. И Ахматова. До печально знаменитого
ждановского постановления, обретя короткое официальное признание в годы войны, «муза
плача» материально жила лучше, чем все
предшествующие советские годы. Она знала о почти катастрофическом положении
Веры и помогала деньгами. После же «гражданской казни» 1946 года Ахматова,
оказавшись перед закрытыми дверями, помочь более ничем не могла, сама едва сводя
концы с концами. Вере Аренс пришлось пойти на неизбежный шаг и продавать книги
из личной библиотеки. Писатель Илья
Эренбург любил копаться у букинистов, неважно – парижских или
ленинградских, и в своих мемуарах «Люди, годы, жизнь», вспоминая послевоенное
время, рассказывал: «В букинистических магазинах лежали груды
редких книг - библиотеки ленинградцев, погибших от дистрофии. Я взял одну книгу
в руки. Продавец сказал: «Поздравляю». Но я не мог даже порадоваться. Это был
сборник стихов Блока с надписью неизвестной мне женщине. Я и теперь не знаю,
случайный ли это автограф или страница из жизни Блока; не знаю, у кого была
книга до войны - у старой знакомой поэта, у ее детей или у библиофила. Может
быть, это фетишизм, но, взглянув на почерк Блока, я вспомнил Петроград давних
лет, тени умерших, историю поколения». Томик, попавший в руки
Эренбурга, содержал лаконичную дарственную надпись: «Вере Аренс — Александр Блок»…
Более полувека прошло со дня кончины Веры Евгеньевны Аренс. Так и не
вышло ни одной книги ее лирики, да и переводы по-прежнему не собраны воедино, а
распылены по частным и государственным библиотекам. Выставляя на продажу
уникальный памятник эпохи – альбом Веры Аренс, аукционный дом «Антиквариум»
преследует и важную культурологическую миссию – напомнить потомкам об одном
незаслуженно забытом имени Серебряного века.