Впервые в российской аукционной практике «Антиквариум» предлагает
на торги коллекцию «Литература и искусство Бронзового века». Впервые эпоха 1950-1980-х
годов, ставшая одной из ключевых в развитии отечественной культуры и
освобождении ее от наследия сталинизма, предстает в своей целостности, в
неразрывной взаимосвязи словесности и изобразительного искусства.
Понятие «Бронзовый век», введенное поэтами Олегом Охапкиным
и Славой Лёном, - обретает в двухстах лотах каталога свою материальную
составляющую. Три раздела, посвященные Бронзовому веку, отчасти воссоздают
существовавшую в те годы особенную среду, общее художественное пространство, объединявшее
представителей Бронзового века.
Особое место уделено архиву поэта Генриха Сапгира,
включающему в себя рукопись пьесы «Пиноккио» с его авторской правкой,
фотографии и графические работы друзей - знаковых художников Бронзового века -
с их дарственными надписями: «лианозовцев» Евгения, Валентины и Льва (осужден
на десять лет лагерей) Кропивницких, Вячеслава Сысоева (два года лагерей),
Виктора Пивоварова (вынужденная эмиграция, 1982), а также соавтора по альманаху
«Метрополь» Анатолия Брусиловского.
Работы ведущих мастеров этого периода - еще одного
представителя лианозовской группы Оскара Рабина (лишен гражданства, 1978),
Дмитрия Плавинского, Виталия Комара и Александра Меламида (эмигрировали в 1977)
из собрания Александра Глезера, Игоря Ворошилова из собрания Геннадия Айги, Анатолий
Зверева, Игоря Снегура, Евгения Чубарова, Владимира Титова (эмигрировал в
1982), ленинградцев Бориса Кошелохова, «арефьевцев» Рихарда Васми и Шолома
Шварца вошли в раздел «Бронзовый век. Изобразительное искусство».
Классические образцы «антисоветчины» - политического
самиздата – рукопись перебежчика Игоря Гузенко и фоторепродукцией книги
«Сталинщина как духовный феномен» открывают раздел «Бронзовый век. Словесность».
Частная и художественная жизнь неофициальной литературной Москвы просматривается
в редких фотографиях Венедикта Ерофеева и его однокашника Славы Лена, автографах
стихотворений Генриха Худякова (эмигрировал в 1974), Татьяны Щербины, письмах
поэтессы Ольги Седаковой и художника Анатолия Белкина, книгах с автографами
концептуалистов Всеволода Некрасова и Дмитрия Пригова из архивов поэтов –
Владислава Лена и Татьяны Щербины.
Неофициальный Ленинград немыслим без самиздатского журнала
«Часы», поэтического творчества Виктора Кривулина, Елены Шварц, Сергея
Стратановского, Петра Чейгина. Их фотографии, автографы, экземпляры
прижизненных изданий и номера журналов с публикациями вошли в петербургскую
часть раздела. Особое место отведено в нем трем ярчайшим представителям
андерграунда, и осознанно, и вынужденно оказавшимся в эмиграции, – Константину
Кузьминскому, Алексею Хвостенко и Анри Волохонскому – от машинописных
экземпляров стихов и фотографии еще ленинградского периода до писем, книг с
автографами, изданных на чужбине, записями песен на кассете, сделаными в
Париже.
Произведения, рожденные творческими союзами, вошли в раздел
«Бронзовый век. Поэты и художники». Книги и графика Геннадия Айги и Николая Дронникова ,
автографы стихов Тамары Буковской, ее портрет и иллюстрации к циклу
«Джакомерон», выполненные одним из крупнейших мастеров этого периода Валерием
Мишиным, живопись и графика Владимира Алейникова, автографы и письма
трансфуристов Ры Никоновой, Сергея Сигея, Бориса Кудрякова, художественные
эксперименты Бориса Констриктора, а также оригиналы иллюстраций и книги,
оформленные «Митьками» - Ольгой и Александром Флоренскими, Владимиром
Шинкаревым, Василием Голубевым, плакаты поэта и художника Владимира Котлярова
Толстого.
Три волны русской эмиграции - от первой, пригнавшей к другим
берегам вынужденных пассажиров философского парохода и в спешке покидавших Крым
кораблей, до третьей с ее воспетой Алексеем Хвостенко утлым суденышком Олега
Соханевича, - представлены в разделе «Тамиздат». Два прижизненных издания
романов «Король, дама, валет» и «Подвиг» Владимира Набокова с их изощренно-щегольским
мастерством и пронзительным сочувствием маленькому человеку и редкие фотографии
писателя, сделанные во время вечеринки у его издателя. Письмо Юрия Иваска к
Дмитрию Бобышеву (1979). Книги с дарственными надписями главному редактору
журнала «Грани» Наталии Тарасовой от поэтов Игоря Чиннова, Надежды Дисской,
Гизеллы Лахман, Николая Татищева, Родиона Акульшина. Первый сборник Александра
Галича «Песни», изданный «Посевом» в 1969 году. Автографы Игоря Бурихина,
Василия Аксенова, Сергея Довлатова, Михаила Генделева, Натальи Горбаневской
(эмигрировала после арестов и пребывания в психиатрических больницах) и Ирины
Ратушинской (после пяти лет лагерей выслана из страны).
К сожалению, невозможно в рамках одного пресс-релиза
подробно описать, а тем более достаточно полно проиллюстрировать все достойное
внимания, в связи с чем настоятельно рекомендуем ознакомиться с полным печатным
каталогом или электронной версией на сайте.
Предаукционная выставка открыта с 21 по 30 июня (кроме
воскресенья) с 12-00 до 20-00 по адресу Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 25.
Аукционный дом и галерея «Антиквариум» (в здании «Антикварного центра на
Садовом»).
Оставить заочный бид или заявку на телефонные торги можно по
телефону +7 (495) 374 50 90, на странице
лота или по электронной почте — info@anticvarium.ru
Заявки на заочное участие и торги по телефону принимаются до
30 июня включительно.
Все ориентировочные цены в каталоге указаны в рублях РФ.