Города и годы Мстислава Добужинского
Значительный вклад в развитие жанра городского пейзажа в отечественной живописи и графике минувшего столетия внесли художники «Мира искусства». Имя же одного из ведущих представителей объединения — Мстислава Добужинского (1875-1957), пожалуй, первым приходит на ум, когда заходит речь о новом взгляде художника на город.
Он прославился благодаря своим видам Санкт-Петербурга: «Стали, например, глядя на туманный закат в Лондоне, говорить, подобно О. Уайльду, что это «закат Тёрнера», а глядя на каменные спины петербургских построек, что это стены Добужинского» — замечал театральный режиссер и тонкий ценитель искусства Николай Евреинов. Сам Добужинский признавался спустя годы, что в период «творческой юности» его очень «волновало то, что этот мир (Петербурга – прим.), каким я его увидел, кажется, еще никем не был замечен, и, как художник, я точно первый открываю его с его томительной и горькой поэзией». Добужинского мало интересовала парадная «оболочка» тогдашней столицы, пусть и представленная в лирическом свете, как у его коллеги по «Миру искусства» Анны Остроумовой-Лебедевой. Его взгляд был цепко прикован к изнанке, «дальним углам», в которых, по мнению живописца, и витал подлинный нерв большого города. Мрачные закоулки, дворы, черные лестницы, обшарпанные стены, дымящиеся трубы, поленницы дров, фонари — неизменный атрибут петербургских пейзажей мастера. Конечно, художник-первопроходец не был одинок: глядя на его работы, невольно вспомнишь другого певца «самого фантастического на свете города» — Федора Достоевского. В этой связи, совсем не удивительно, что львиная доля книжной графики Добужинского – иллюстрации к сочинениям автора «Белых ночей». И художника, и писателя роднило неоднозначное, во многом трагическое восприятие «Петра творенья». В один ряд с ними можно смело поставить Александра Блока, чьи стихотворения полны той же «томительной и горькой поэзии» Северной пальмиры:
Одна мне осталась надежда:
Смотреться в колодезь двора.
Светает. Белеет одежда
В рассеянном свете утра…
Творческая рефлексия Добужинского не ограничивалась одним лишь Петербургом: он оставил ряд работ, посвященных другим городам, отечественным и европейским. Они – плод путешествий в русские годы и последующей изгнаннической жизни. Все его городские пейзажи экспрессивны и психологичны: кажется, что почти наяву слышишь скрип пролеток, завывание ветерка, спешное шарканье одиноких, тревожно озирающихся прохожих... Характерные детали, знакомые еще по петербургскому циклу, — «мизерабельные» с виду строения, брусчатка, рекламные вывески, стены и проулки - выходят на первый план, и эти многочисленные «лики» позволяют увидеть город в новом свете. Один из ведущих художественных критиков начала XX века Степан Яремич первым подчеркнул одну из важнейших особенностей поэтики Добужинского – его способность одушевлять неодушевленные предметы, прежде всего, эти многочисленные городские «углы».
Семь неизвестных широкой публике графических работ Мстислава Добужинского будут представлены на торгах "Антиквариума" 1 июля. Шесть из них относятся к ключевой теме художника — городскому пейзажу: две «Венеции» (1910 и 1920-е гг.), «Флоренция» (1921), «Вильнюс» (1920), «Рига» (1920), «Париж» (1919). Кроме того, в коллекцию аукциона вошла иллюстрация Добужинского к так и не состоявшемуся изданию «Разбойников» Фридриха Шиллера, датированная 1922 годом.