В 1960-1970-х годах два закадычных друга Иосиф Бродский и Евгений Рейн нередко становились соавторами шуточных стихотворных посланий, адресованных друзьям. Автограф одного из таких произведений будет представлен на аукционе 7 октября.
На фотографии 1970-х годов два поэта стоят на балконе
квартиры, в которой семья Иосифа Бродского занимала «полторы комнаты». Это
поименование, равно как и сама квартира, были увековечены в знаменитом эссе,
написанном уже в эмиграции.
«Наши полторы комнаты были частью обширной, длиной в треть
квартала, анфилады, тянувшейся по северной стороне шестиэтажного здания,
которое смотрело на три улицы и площадь одновременно. Здание представляло собой
один из громадных брикетов в так называемом мавританском стиле, характерном для
Северной Европы начала века. Законченное в 1903 году, в год рождения моего отца,
оно стало архитектурной сенсацией Санкт-Петербурга того времени, и Ахматова однажды
рассказала мне, как она с родителями ездила в пролетке смотреть на это чудо. В
западном его крыле, что обращено к одной из самых славных в российской
словесности улиц -- Литейному проспекту, некогда снимал квартиру Александр Блок.
Что до нашей анфилады, то ее занимала чета, чье главенство было ощутимым как на
предреволюционной русской литературной сцене, так и позднее в Париже в интеллектуальном
климате русской эмиграции двадцатых и тридцатых годов: Дмитрий Мережковский и
Зинаида Гиппиус. И как раз с балкона наших полутора комнат, изогнувшись гусеницей,
Зинка выкрикивала оскорбления революционным матросам.
С этого балкона нам открывалась длина всей улицы, типично петербургская
безупречная перспектива, которая замыкалась силуэтом купола церкви св.
Пантелеймона или -- если взглянуть направо -- большой площадью, в центре которой
находился собор Преображенского полка ее императорского величества» (Иосиф
Бродский. Полторы комнаты).
Другой поэт – Евгений Рейн – вспоминал: «… я к тому времени
переехал с Галерной улицы на Троицкую, около Невского, и оказался его соседом.
Он жил на Литейном. Он даже помогал мне переехать. У меня не было денег на
грузчика, а мне надо было перевезти довольно большую библиотеку. И вот мы
таскали с ним ящики, а потом купили водки и выпили за новоселье. И буквально с
этого дня началась наша близкая дружба. Мы виделись иногда по шесть-семь раз в
неделю...»
Именно рукой Евгения Рейна на обороте снимка начертаны
строки:
“Любимая Виктория!
Какая траектория
Разводит и сближает
нас,
Хранит и обижает
нас?
Зачарованные ИБ и ЕР
3 декабря 1973”
Адресат посвящения – одна из самых красивых женщин
Ленинграда той поры - писательница Виктория Беломлинская.