Советский политический плакат родился одновременно с новым государством и сразу же стал важнейшим оружием большевиков, оружием не менее грозным и эффективным, чем пресловутый «товарищ Маузер». Политплакат—«телевизор» своей эпохи, ориентированный на самые широкие слои населения, прежде всего, на основной электорат—рабочих и крестьян. Яркие, запоминающиеся плакаты господствовали в визуальном образе постреволюционного города: они висели на заборах, на стенах домов, в школах, фабриках, государственных учреждениях. По фронтам Гражданской войны постоянно курсировали агитационные поезда, и этот вид печатной графики являлся их неизменным атрибутом. Конечно, он возник не на ровном месте, а имел предтечу. Первый взлет искусства политического плаката пришелся на годы Первой мировой войны, и многие мастера, с чьими именами ассоциируется «золотой век» красной пропаганды, дебютировали именно в ту пору. Например, Владимир Маяковский (как представить «героические двадцатые» без «Окон РОСТа» ?) создал в 1914 году ряд патриотических плакатов-лубков (в соавторстве ни с кем иным, как Казимиром Малевичем). Пик советского политического плаката, безусловно, пришелся на 1918-1921 годы. Именно тогда появились шедевры Дмитрия Моора, Михаила Черемных, Владимира Козлинского, уже упомянутого Владимира Маяковского, Александра Апсита и Виктора Дени. Они решали довольно сложную задачу: необходимо было соблюсти баланс между спецификой собственного художественного языка и жанровым каноном, который декларировал простоту, «лубочную» зрелищность и некоторую лапидарность, понятную всякому (не будем забывать о значительном проценте неграмотного населения). После окончания «той единственной Гражданской», с началом НЭПа, политический плакат несколько уходит в тень, а заборы и стены захватывает плакат рекламный, «визитная карточка» авангардного дизайна. Но это уже «совсем другая история»…
На торгах «Антиквариума» 25 ноября будет представлена уникальная коллекция плакатов первых лет советской власти.