«Анафема вам, башмаки с безглазым цилиндром...»
Топ-лотом нашего субботнего аукциона станет первое издание поэмы Николая Клюева "Четвертый Рим" (1922) с дарственной надписью автора поэтессе Лидии Аверьяновой. "Четвертый Рим"—яростная поэтическая полемика Клюева с Сергеем Есениным, тем новым Есениным, наиболее выпукло представшим в вышедшей в 1921 году "Исповеди хулигана". Она произвела на Клюева гнетущее впечатление. Ответа долго ждать не пришлось: уже в конце того же 1921 года Клюев читает друзьям свое новое произведение. Взяв эпиграфом есенинские строки " ...а теперь я хожу в цилиндре и в лаковых башмаках...", он декларирует:
Не хочу быть знаменитым поэтом
В цилиндре и в лаковых башмаках,
Предстану миру в песню одетым
С медвежьим солнцем в зрачках,
С потемками хвой в бородище,
Где в случке с рысью рычит лесовик!
В тексте неоднократно встречаются вариации этого образа, "роскошного" денди-поэта " в цилиндре и лаковых башмаках", и всякий раз он окрашен в негативные цвета. Ближе к финалу это клюевское неприятие достигает апогея:
Анафема, анафема вам,
Башмаки с безглазым цилиндром!
Пожалкую на вас стрижам
Речным плотицам и выдрам.
Николай Клюев, один из видных представителей "новокрестьянской" поэзии, очень тяжело переживал отдаление от него Сергея Есенина, "голубя белого", наметившееся в первые послереволюционные годы. Особый драматизм ситуации заключался в том, что гомосексуал Клюев был влюблен в Есенина и ни о какой ответной взаимности, естественно, не могло идти и речи. Они познакомились в 1915 году. После неудачных попыток "сделать себе громкое имя" в Москве (все ограничилось несколькими публикациями в детских журналах), Сергей Есенин поехал в Петроград. Прямо с вокзала он отправился к Александру Блоку, который доброжелательно выслушал розовощекого стихи рязанского самородка и написал рекомендательное письмо к Сергею Городецкому. А через Городецкого Есенин познакомился с Клюевым, в ту пору уже известным в литературных кругах поэтом. Именно ему и суждено было сыграть важную роль в становлении Есенина-поэта и ввести "ученика" в столичную богемную "тусовку". Клюев придумал Есенину "сценический образ" "рязанского Леля" , однако, многие современники видели в этом маску, памятуя склонность самого Клюева к подобным играм на публику. Владимир Маяковский рассказывал о своем знакомстве с Есениным: «В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной их хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет своё одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы.
Как человек, уже в своё время относивший и оставивший жёлтую кофту, я деловито осведомился относительно одёжи:
— Это что же, для рекламы?
Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло. Что-то вроде:
— Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем… мы уж как-нибудь… по-нашему… в исконной, посконной…
Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны.
Но малый он был как будто смешной и милый.
Уходя, я сказал ему на всякий случай:
— Пари держу, что вы все эти лапти да петушки-гребешки бросите!
Есенин возражал с убедительной горячностью. Его увлёк в сторону Клюев, как мамаша, которая увлекает развращаемую дочку, когда боится, что у самой дочки не хватит сил и желания противиться.
Есенин мелькал. Плотно я его встретил уже после революции у Горького. Я сразу со всей врождённой неделикатностью заорал:
— Отдавайте пари, Есенин, на вас и пиджак и галстук!
Есенин озлился и пошёл задираться».
Разлад в отношениях Есенина и Клюева начался в 1917 году, а его пик пришелся на начало 1920-х, время создания "Четвертого Рима". Крестьянские поэты полностью мостов не сожгли—например, после возвращения из заграничной поездки Есенин устроил совместный с Клюевым творческий вечер, однако, о прежней теплоте и взаимопонимании речи быть не могло.
Вот Клюев - ладожский дьячок,
его стихи как телогрейка,
но я их вслух вчера прочел,
и в клетке сдохла канарейка.
Такие иронические нападки встречаем в есенинском стихотворении "На Кавказе". Примечательно, что в своей автобиографии 1922 года он писал: "С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба, которая продолжается и посейчас". А три года спустя, в свою последнюю осень, готовя собрание сочинений, Есенин несколько отредактировал автобиографию и , в частности, отбросил конец этой фразы о сохраняющейся дружбе с Клюевым.
Пожалуй, самым ярким поэтическим откликом на трагическую гибель "последнего поэта деревни" стал "Плач о Сергее Есенина", написанный Николаем Клюевым. По словам литературоведа Павла Медведева, «это не поэма. Это – и не похоронная заплачка, дающая выход только чувству личной потери и скорби. Это – именно ПЛАЧ, подобный плачам Иеремии, Даниила Заточника, Ярославны, князя Василька. В нем личное переплетается с общественным, глубоко-интимное с общеисторическим, скорбь с размышлением, нежная любовь к Есенину со спокойной оценкой его жизненного дела, одним словом – лирика с эпосом, создавая сложную симфонию образов, эмоций и ритмов... Из запутанной сети личных взаимоотношений с Есениным, сложных и неровных, то братских, то вражеских, Н. Клюев сумел выйти в "Плаче" путем всепрощения...»