"Для доброго начала нашего знакомства..."

Топ-лотом тематического стринга "Женщины в русской литературе" станет редчайший автограф Поликсены Соловьевой (литературный псевдоним—Allegro), адресованный Елене Гуро.

Поликсена Сергеевна Соловьева (1857-1924) была последним, двенадцатым ребенком знаменитого историка, ректора Московского университета Сергея Михайловича Соловьева и его супруги Поликсены Романовой. Почти все представители этой большой семьи обладали незаурядными способностями и оставили яркий след в истории отечественной культуры. Наибольшую известность получил религиозный философ и публицист, столп "русского духовного ренессанса" Владимир Соловьев, многогранная личность которого затмила фигуры его не менее примечательных братьев и сестер. 
Поликсена с младых ногтей тянулась к изящному. Она увлекалась поэзией (одной из первых прочитанных ею в детстве книг был сборник стихотворений Афанасия Фета) и параллельно занималась в Школе живописи, ваяния и зодчества у Иллариона Прянишникова и Василия Поленова. В 18 лет Соловьева дебютировала в печати—ее стихотворения появились на страницах популярнейшего еженедельника "Нива". Самокритичная Поликсена оставалась невысокого мнения о своих поэтических опытах и, после некоторых раздумий, решила оставить литературу и целиком сконцентрироваться на живописи. Однако, музыка слов из души не уходила... Спустя десять лет, после переезда в Петербург, Поликсена вновь начинает печататься, на сей раз в более серьезном литературном журнале "Русское богатство". Именно тогда она начинает подписываться лаконичным псевдонимом Allegro. Первый поэтический сборник с незамысловатым названием "Стихотворения" увидел свет в 1899 году. К тому времени Соловьева давно уже была "своей "в богемных и литературных кругах Санкт-Петербурга, где держалась подчас не менее эксцентрично, нежели Зиннаида Гиппиус. Современники вспоминали демонстративное появление Соловьевой в брюках, ее мужеподобное поведение и открытые романы с женщинами. Из литераторов с наибольшей теплотой к Соловьевой относились стремительно набиравшие популярность младшие символисты (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов). В глубине души они, пожалуй, и признавали техническую слабость ее стихов, однако, откликались на них сочувственно. Во многом это было связано с тем, что в Поликсене видели не только кровную, но и духовную сестру Владимира Соловьева, культовую фигуру младших символистов и вдохновителя их мистических поисков. В 1905 году Соловьева основала издательство и детский журнал "Тропинка", ставший своего рода "детской площадкой" для ведущих авторов Серебряного века. На страницах издания появлялись стихи, статьи, рассказы Александра Блока, Андрея Белого, Зинаиды Гиппиус, Константина Бальмонта, Саши Чёрного, Александра Куприна. А Сергею Городецкому и Алексею Толстому публикации в "Тропинке" проложили путь в большую литературу. Самуил Маршак вспоминал, что «культурная, оранжерейная, символистская „Тропинка“» была «и умнее, и тоньше» ведущего детского журнала «Задушевное слово», где печатались самые популярные детские авторы эпохи — Клавдия Лукашевич и Лидия Чарская. На проходившей в 1908 году в Петербурге выставке «Искусство в жизни ребенка» книгоиздательство «Тропинка» было отмечено золотой медалью. 
Компаньоном в издательских делах и спутницей жизни Соловьевой была писательница Наталья Манасеина. В 1916 году из-за состояния здоровья они были вынуждены уехать из центральной России и поселиться в южном Коктебеле. Об этой паре вспоминала Марина Цветаева: « Трогательное и страшное видение на диком крымском берегу двух дам, уже пожилых и проживших жизнь вместе. Одна — сестра большого славянского мыслителя, столь читаемого ныне во Франции. Тот же светлый лоб, те же грозовые глаза, те же пухлые и нагие губы. И вокруг них была пустота, более пустая, чем вокруг состарившейся бездетной „нормальной“ пары, пустота более отчуждающая, более опустошающая…» Крымская жизнь была бедной, а в годы Гражданской войны — поистине полуголодной. Показательно, что едва ли не основным источником дохода в период революционного лихолетья для поэтессы являлось...вышивание шапочек для курортников. Самый известный коктебелец Максимилиан Волошин вспоминал, что Соловьева, здоровье которой все ухудшалось, боялась умереть на киммерийских берегах, ее тянуло к "милой убогой природе" средней России, где она хотела встретить свой последний час. Ее желание сбылось. Соловьева и Манасеина вернулись в Москву в декабре 1923 года, а в августе следующего года Поликсена скончалась после операции. Она успела издать и подержать в руках свою новую книгу, название которой оказалось пророческим—"Последние стихи". 

А теперь пару слов о представленном сборнике "Плакан-трава" с автографом Соловьевой. Молодая художница и писательница Елена Генриховна Гуро (1877-1913), жена одного из ключевых деятелей раннего русского авангарда Михаила Матюшина, была привлечена Соловьевой к сотрудничеству в журнале "Тропинка". В первые дни совместной работы издательница подписала свою недавно вышедшую книжку новой сотруднице: «Елене Гейнриховне Гуро для доброго начала нашего знакомства от автора. 16 октября / 1909 г.»