Портрет идеолога Бронзового века
Портрет крупнейшего поэта ленинградского андерграунда и одного из теоретиков концепции Бронзового века Олега Охапкина кисти Натальи Жилиной стал украшением раздела "Поэты и художники", вошедшего в каталог 42-го аукциона.
Наталья Владимировна Жилина (в замужестве—Шагина; 1933-2005) - живописец и график. В 1953 году познакомилась с Владимиром Шагиным и два года спустя стала его женой.
Вместе с мужем близко общалась с художниками арефьевского круга. Участвовала в знаменитых «Газо-Невских» выставках, на долгие годы став «запрещенным художником». С середины 1980-х гг – бессменный участник выставок группы «Митьки», которую основал ее сын Дмитрий Шагин. По словам Анны Толстовой, « Наталья Жилина принадлежала к уходящему поколению ленинградских художников-нонконформистов и в полной мере разделила его судьбу: предпочла творчество в стол и признание в узком, почти семейном кругу карьере и официальным почестям (...) Официально она работала в графике, оформляла научные издания по заказу Худфонда РСФСР. А для себя иллюстрировала Шекспира, Булгакова и обэриутов, писала картины, постепенно перейдя от арефьевского экспрессионизма к более сдержанным, пронизанным "иконным" светом композициям. (...) Широкое признание пришло к Наталье Жилиной лишь в последние годы: первая персональная выставка случилась только в 1993-м, работы из семейной мастерской постепенно переместились в Русский музей и Третьяковку».
«Знакомство Олега Охапкина с Натальей Жилиной произошло в весьма примечательном месте — в подвале церкви подворья Оптиной пустыни, где в семидесятых годах прошлого века располагалась её художественная мастерская, которую она делила вместе с художницей Жанной Бровиной — женой художника Валентина Левитина. Вокруг Левитина всегда было много поэтов. В этот круг попал и Охапкин. Впервые Олег появился в доме на 18-й линии году в 1972 с аккуратной зелёной папкой квадратного формата, в которой была машинописная копия его четвёртой поэтической книги «Моление о Чаше» (1970). Загорелый, длинноволосый, с засученными рукавами «канадки», открывающими крепкие жилистые руки, он выглядел по единодушному мнению, как канадский лесоруб. Он всегда быстро осваивался в новой среде благодаря открытости характера и практически с порога начинал читать стихи. То же произошло и в гостеприимном доме Натальи Жилиной. Многоречивость Охапкина того времени стала притчей во языцех, и мало где она находила сочувствие. Но в лице членов этого большого семейства Охапкин обрёл благодарных слушателей. Наташа в то время хорошо зарабатывала в художественном комбинате, не ленилась готовить и всегда была рада гостям. Для всегда голодных поэтов её дом оказался настоящим убежищем. Вскоре Олег стал своим человеком в доме, крёстным Наташиных внуков.
Оказавшись благодаря Левитину в кругу поэтов, Наташа (к тому моменту уже Жилина, с пятнадцатилетнем сыном Митей Шагиным), воспользовалась ситуацией по-своему. Она, в силу воспитания, не становилась ничьей любовницей, как это было принято в богемной среде, но пользуясь близкими контактами, стала писать портреты поэтов, конгениальные моделям. Олега она писала не менее шести раз» (Татьяна Ковалькова)
«Первая выставка, где мама участвовала, – это знаменитая выставка нонконформистов в ДК Невский в 1975 году. Потом этот героический период назовут «Газоневщина». Там экспонировались 4 экспрессивных портрета Жилиной 1969-75 годов: “Воспоминание о потерянной фотографии”, “Портрет сына Мити”, “Поэт Олег Охапкин”, “Портрет фотографа Ольги Корсуновой”. Мама работала много и плодотворно, толстые слои масляной краски свидетельствуют о её стремлении отразить наиболее точно ощущение о портретируемом» (Дмитрий Шагин).