Значительный вклад в искусство детской книги внесли крупнейшие художники-нонконформисты —Эрик Булатов, Илья Кабаков, Олег Васильев и Виктор Пивоваров. Их работа носила вынужденный характер: практически лишенные возможности легально выставлять в СССР свои "серьезные" произведения, художники искали такой источник дохода, который, с одной стороны, не привлек бы внимание органов госбезопасности, а, с другой, не запятнал бы их репутацию в андеграундных кругах. Книжная иллюстрация оказалась таким компромиссным вариантом. Отметим, что художники подходили к новой работе не как к легкой "халтуре", но со всей ответственностью, памятуя о своих выдающихся предшественниках, трудившихся на ниве детской книжной иллюстрации—Владимире Лебедеве, Николае Тырсе, Алексее Пахомове и Владимире Конашевиче. В результате появились настоящие шедевры, на которых выросло не одно поколение детей. Дадим слово самим художникам.
Олег Васильев: «Это вот благодаря Кабакову. Он сказал: “Вы занимаетесь глупостью, надо идти в детскую иллюстрацию. Там работа более-менее свободная, и там поспокойней. Заработаете, а потом будете заниматься своим”. И мы сначала с Эриком по отдельности взяли книжки, а потом получилось, что он помогал мне, я помогал ему книжку сделать».
Эрик Булатов: «Осень-зиму мы зарабатывали вместе с Олегом. Не могу сказать, что мы этим тяготились. Это было интересно. Мы делали детские книжки только вдвоем. Мы выработали такого художника, который был не Олегом Васильевым и не Эриком Булатовым. Это был некто третий. Все наши книжки проиллюстрированы этим художником. А всего мы сделали за тридцать лет больше ста книг. А весной и летом мы разбегались по своим мастерским, и каждый был абсолютно свободен».
Виктор Пивоваров: «Я думаю, что в идеале детская книжка должна быть такой, чтобы хотелось на ночь её класть под подушку. Она должна и снаружи и изнутри как-то быть соразмерной тебе, должна быть и по руке и по душе. Какой должна быть детская книга, сказать очень просто: во-первых, она должна быть такой, чтобы в неё можно было войти. А во-вторых, там внутри, когда войдёшь, должно быть хорошо. Войти в книгу можно в том случае, если вся она, все её внутреннее пространство, представляет собой какой-то целостный мир. (...) Большая часть книг, которые я иллюстрировал, стихотворные. И это не случайно. Стихи дают больше свободы художнику. Стихи иллюстрировать, в буквальном смысле слова, не нужно и невозможно. Стихи можно интерпретировать, сопровождать, аккомпанировать им. А это значит, что художнику самому можно быть поэтом. (...) Рассказывают, что Конашевич, незадолго до смерти рассматривая свои ранние не книжные работы, горько вздохнул и сказал: „А ведь мог бы быть художник“. Это трагичные и глубоко честные слова. Мы, потомки, благодарны ему за его книжки, но сам-то он понимал, что быть только книжным художником — это ещё не значит быть художником. Быть художником книги и большое счастье и большое несчастье. Счастье, потому что трудно представить себе работу более интересную. А несчастье, потому что ты делаешь только проект книги, а выполняет проект типография. И ни разу в жизни не увидишь ты свой проект выполненный так, как видишь ты это своим внутренним зрением, как ты запроектировал. Каждая вышедшая книга — это каждый раз страшный удар. Нет! Ни за что! Это книга последняя! Больше в издательство меня за уши не затащишь. И снова делаешь, и снова надеешься, и, как всегда, напрасно».
Украшением каталога нашего аукциона стали детские книги Генриха Сапгира и Овсея Дриза с иллюстрациями Виктора Пивоварова, Олега Васильева и Эрика Булатова.
Отметим более чем демократичную стартовую цену - 1000 руб. Совсем недавно, на нашем апрельском аукционе, книга Сусанны Георгиевской "Тетушка Зубная Боль" с рисунками Ильи Кабакова ушла за рекордные 22.000 рублей.