«Не счесть алмазов…». Юбилейная коллекция Антиквариума

Прижизненные издания Александра Пушкина и Василия Жуковского, русская иконопись и императорский фарфор, первые публикации Михаила Лермонтова и Василия Розанова, живописные работы и графика Николая Быковского, Ивана Шишкина, Николая Клодта, Алексея Корина, Ивана Казакова, Константина Сомова, Виктора Борисова-Мусатова, Мстислава Добужинского, Александра Маковского, Ивана Билибина, Павла Кузнецова, Александры Щекотихиной-Потоцкой, автографы Максимилиана Волошина, Владимира Маяковского, Анны Ахматовой, Льва Гумилева, произведения представителей соцреализма Надежды Кашиной, Михаила Фролова, Юрия Волкова и нонконформизма Ильи Кабакова, Оскара Рабина, Эрика Булатова, Дмитрия Краснопевцева, письма и рукописи Арсения Тарковского,  Александра Галича, Геннадия Шпаликова, инскрипты и рисунки Иосифа Бродского, первые неопубликованные стихи и рассказы Сергея Довлатова - в Юбилейной коллекции «Антиквариума» на аукционе 15 декабря.

С именем Рембрандта Ван Рейна связан один из топ-лотов коллекции - портрет «Философа в кабинете», одобренный для закупки Государственным Эрмитажем как работа ученика великого мастера. Автор написанной в 1640-х годах работы, по мнению главного хранителя голландской коллекции Государственного Эрмитажа И. Соколовой, «по-новому осмыслил  и интерпретировал рембрандтовскую композицию с четким светотеневым решением. <…> Учитывая, что традиционная атрибуция «Портрета пожилого мужчины» Рембрандта из собрания Эрмитажа в последние годы подверглась сомнению, приобретение картины «Философ в кабинете» представляет несомненный интерес. Картину дублировал служивший в Императорском Эрмитаже реставратор Александр Сидорович Сидоров. Последний был известен в Петербурге как знаток и коллекционер голландской живописи, много работавший по заказам частных лиц». Принимая во внимание, что в последние годы оспаривалось не только авторство признанных работ Рембрандта, но и напротив – проданные на аукционах с мировым именем картины его учеников впоследствии атрибутировались как принадлежащие кисти самого мастера, а также безупречный провенанс  портрета, «Антиквариум» предпочитает адресовать коллекционеров старых мастеров к авторитетной оценке Государственного Эрмитажа.

Впервые в мировой практике на аукцион представлена полномасштабная работа Алексея Пахомова — одного из лучших российских книжных художников – комплект из 31 иллюстрации к повести Николая Тихонова «От моря до моря» (1926). К издательским шедеврам принадлежит и «Книга Маркизы»  Константина Сомова. Стилистически безукоризненная  и эротически дерзкая, так называемая «Большая Маркиза» была выпущена тиражом 50 экземпляров (1918).


Особенное внимание стоит обратить на лоты, окутанные эмоциональным флером и получившие особое свечение от связанных с ними историй. К ним, безусловно, относятся мемуары «кавказского пленника» Федора Торнау с его дарственной надписью («Воспоминания о кавказской войне», 1864). Портреты супружеской пары Ипполита и Елены Демуленов кисти Николая Рачкова (1864) и Николая Быковского (1860-е), потомок которых ныне является деятелем российского арт-рынка. «Три грации» Виктора Буренина (1856), написанные 19-летним выпускником Императорской Академии художеств в идеальной симметрии позднего ампира, не предполагающие, что их автор станет одним из самых желчных литературных критиков и отзовется саркастичной пародией на первые стихи Анны Ахматовой.  Воспоминания самой Ахматовой об Александре Блоке (1965), написанные для съемок передачи Ленинградского телевидения с ее правками и редакторскими купюрами. Автограф стихотворения «Без края синь…» (1946)  ее сына Льва Гумилева. Письма младшего брата Ахматовой Виктора Горенко (1970-е), рассказывающие об их взаимоотношениях, и философа Исайи Берлина (1980-е), встречу которого с поэтом прокомментировал Иосиф Сталин:  «Оказывается, наша монахиня теперь еще и английских шпионов принимает...». Снимки Бориса Пастернака, сделанные в годы Великой Отечественной воны в Чистополе, вместе с письмом автора фотопортретов—Валерия Авдеева.


Сборник Иосифа Бродского «Вид с холма» (1992) - ХХIV экземпляр из 25 изданных – был подарен поэтом ближайшим друзьям  Людмиле и Виктору Штернам со стихотворной надписью, постскриптумом «В отличье от мово пера, здесь отпечаток до хера», выправленными ошибками и вписанными недостающими строками в стихотворении, посвященном Михаилу Барышникову.

Еще одному совладельцу - вместе с Барышниковым и Бродским – ресторана «Русский самовар» посвящено стихотворное - с рисунком - послание нобелевского лауреата. «Роману Каплану на следующий день после его пятидесятипятилетия» (1991) написано как извинение за пропущенный день рождения и является подлинным шедевром жанра «стихи на случай».

Пробы пера начинающего поэта и будущего выдающегося прозаика сохранились в архиве одноклассника Сергея Довлатова. Вместе с рисунками и письмами, охватывающими период от 6 до 20 лет, они позволяют понять, как формировались черты авторского стиля и определялись особенности личности писателя.

С именами двух московских поэтов связаны работы представителей неофициального искусства— Оскара Рабина, Александра Харитонова, Дмитрия Краснопевцева, Виктора Пивоварова, Льва Кропивницкого, Вагрича Бахчаняна, Владимира Немухина. Многие из них имеют дарственные надписи Генриху Сапгиру. Особо примечательны цикл из четырех литографий «Капля жизни», рисунок-поздравление к Новому году и первый самиздатский экземпляр «60-е» - своего рода «художественной исповеди» Ильи Кабакова - с посвящением другому  представителю концептуализма Льву Рубинштейну.


Классическую часть коллекции открывает раздел, посвященный русской иконописи,  этому «умозрению в красках», по определению философа  Евгения Трубецкого. Лики Вседержителя и святых – адресатов надежд и чаяний русской души – предстают в образах «Николы Можайского» (конец XVII – начало XVIII вв.), «Святого архангела Михаила» (начало XIX в.), «Тихвинской Богоматери с Преподобной Ефросиньей» (конец XIX в.),  «Спаса Нерукотворного» (1886), в иконах  XIX столетия, посвященных главным православным праздникам.

Несомненные жемчужины в разделе «Карты» - «Описание Москвы, России и Татарии» (1562), план московского Кремля – «Кремленаград» (сер. XVII в.), в котором отражено происходившее в то время переустройство главной достопримечательности «первопрестольной», «Новейшая генеральная карта Российской империи» и «Карта Московии, Польши, Малой Тартарии и Черного моря» (начало XVIII в.) — детище одного из лучших  картографов и граверов своего времени  Германна Молла

В разделе «Гравюра, литография, лубок» впечатляют панорамные виды бывшей столицы  из альбомов «План … Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов» (1753) и «Виды окрестностей Санкт-Петербурга» (1761). Нынешняя представлена «Видом старой площади» и «Видом Каменного моста …» из сюиты Жерара Делабарта «Виды Москвы» (1799), а также красочными хромолитографиями из знаменитого альбома Александра Вельтмана «Описание Нового Императорского Дворца в Кремле Московском» (1851). На литографиях  из  «Исторического описания одежды и вооружений российских войск» А.В. Висковатова (сер.XIX в.) запечатлены первые государи из дома Романовых — Михаил Федорович, Алексей Михайлович и Федор Алексеевич.

Особого внимания заслуживают пропагандистские плакаты в лубочной стилистике (1914), созданные  крупнейшими деятелями русского авангарда—Казимиром Малевичем, Аристархом Лентуловым и Владимиром Маяковским.

В «Редких и ценных книгах» - практически не встречаемое на рынке Петровское издание «Полидора Виргилия Урбинского восемь книг о изобретателях вещей» (1720). Прижизненные издания классиков русской литературы: две части «Стихотворений» (1829) и «История пугачевского бунта» (1834) Александра Пушкина, «Ундина» Василия Жуковского (1837), номер журнала «Отечественные записки» (1840) с первой публикацией стихотворений Михаила Лермонтова и рецензией Виссариона Белинского на роман «Герой нашего времени». Сочинения историков: «Ключ к Истории Государства Российского Н.М. Карамзина» Павла Строева (1836), «Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов» Дмитрия Бантыша-Каменского (1840-1841), «Замечательные и загадочные личности XVIII и XIX столетий» Евгения Карновича (1884), «Генералисимус князь Суворов» Александра Петрушевского (1900), «Отечественная война» Петра Ниве (1911-1912), «Генерал-адъютанты императора Александра I» великого князя Николая Михайловича (1913).  Настоящие полиграфические шедевры конца XIX - начала XX столетия — «Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов» Алексея Морозова (1912-1913) из библиотеки художника-нонкоформиста Льва Кропивницкого, трехтомная «Азиатская Россия»  с поистине монументальным атласом (1914), наконец, изящные шкафчики, наполненные книгами из миниатюрной библиотеки «Крошки», издававшейся Ф.А.Иогансоном (1894).

Выпущенные Императорским фарфоровым заводом по Высочайшему повелению Николая I декоративные тарелки, расписанные ведущими художниками (1828-1830), миниатюрные портреты на кости XVIII-XIX столетия, столовое серебро, фарфор братьев Корниловых, фабрики Гарднера, Дмитровской фабрики в Вербилках и ЛФЗ — в разделе «Декоративно-прикладное искусство».


 

Более подробные рассказы о лотах - на нашем сайте и страницах «Антиквариума» в социальных сетях.

https://www.facebook.com/anticvarium

https://vk.com/anticvarium

https://www.instagram.com/anticvarium


Невыполнимая задача - в рамках одного пресс-релиза подробно описать, а тем более достаточно полно проиллюстрировать все достойное внимания, 
в связи с чем настоятельно рекомендуем ознакомиться с электронной версией   на сайте и приглашаем на предаукционную выставку, которая 
открыта с 6 по 14 декабря с 12-00 до 20-00  по нашему адресу:

Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 25

в здании «Антикварного центра»

галереи Аукционного дома “Антиквариум” - 2-й и 3-й этаж


Участвовать в аукционе онлайн можно на интернет-площадках :

Оставить заочный бид или заявку на телефонные торги можно по телефону +7 (495) 374 50 90,  на странице лота или по электронной почте —  info@anticvarium.ru

Заявки на заочное участие и торги по телефону принимаются до 14 декабря включительно.

Все ориентировочные цены в каталоге указаны в рублях.

Торги состоятся 15 декабря в 14-00 по адресу: Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.25.